Как нам не превратить Россию в гнилую тыкву

На модерации Отложенный

Я всегда говорил и остаюсь при прежнем мнении, что общественная активность, направляемая на сбор формулировок, как бы претендующих на счастье быть включенными в будущее послание президента - это продажа билетов на поезд, идущий в тупик, отправляющийся к тому же через полгода. Но главное даже не в этом, а в том, что до сих пор все так называемые послания президента являлись, скорее, прекрасной публицистикой, во всяком случае, имеющей наилучшие шансы быть прочитанной и обсужденной, чем документами управления.

Сегодня никто, кроме специалистов, уже не может вспомнить, о чем они были всего лишь два-три года назад, да и надобности такой - вспоминать - ни у кого нет. Никто не в состоянии уместить послания прежних годов в одно Большое Послание о том, каковой должна быть лучшая жизнь. На практике актуальные темы ведь и раньше ставились, - об административной реформе, об образовании, о коррупции, о судебной реформе, о торговле законностью, о нанотехнологиях, - но к очередному посланию бросались, как будто исчезала и их актуальность. Как будто бы дело сделано и вопрос закрыт. Может, спичрайтеры просто искали новую изюминку, новый шок, в то время как по закону жанра, на одном и том же материале вы не сможете бесконечно нагнетать suspenses, а нужно менять жанр, мизансцену, иначе провалитесь в прокате?

Впрочем, нельзя отрицать и специфику русского управления, подмеченную однажды Авторхановым в «Технологии власти». Первое лицо склонной к авторитаризму политической системы не только не всевластен, но всегда является заложником вторых лиц, их пленником, от которых зависит, дойдет ли его указания до рядовой Раи или потеряется по дороге. На самом деле, Первое лицо в состоянии лишь отдать приказ министру или группе министров, которые в свою очередь отделаются отчетом или, хуже того, тремя сценариями развития: будет лучше, будет хуже, останется так же... Непосредственно же до постового по вертикали спустится лишь затухающая волна от погасшей звезды, неверно к тому же и интерпретированная. Что с того, что какой-нибудь Чубайс возьмет на себя перед автократом «всю полноту ответственности»,- с этой ответственностью он так же совершенно спокойно отчалит и в очередной отпуск, пустые слова...

Именно поэтому в прямой демократии, действительно, МОЖЕТ появиться некоторый смысл, если она предполагает не только достучаться до низов, минуя управленческую аристократию, и тем самым лишний раз пропиарить Первое лицо в народе, но и с низу, от народа, получить необходимую неразмываемую со временем поддержку, в конце концов институализированную в новых организационных формах.

Это важно, и если мы именно это имеем в виду, то должны воспользоваться раз в год дающемуся шансу - балом Золушки - и постараться сделать своего Маленького Принца Королем положения, а самим не превратиться к двенадцати в гнилую тыкву.

С учетом этого условия мое идеальное послание должно состоять из Трех источников и Трех составных частей.

Первая часть - это, естественно, панорама незавидного состояния России и признание ошибок политического класса, поскольку настраивает на доверительные отношения. В этой части важно наконец дать новую оценку августовской революции, после которой то ли последовала Величайшая катастрофа ХХ века, то ли мы оказались в новом государстве, с новой историей. Мне кажется, что с практической стороны идея об...рать 90-ые себя исчерпала, поскольку никакой нации не нравится себя чувствовать в дерьме и в дураках, а хочется иметь свершения. Ветераны войны не любят, когда об...рают их ветеранское прошлое, а мы ветераны перестройки... не любим, что об...рают нашу перестройку. Пора с этим покончить. Да, с перестройкой возникли трудности, но ведь ушли-то от еще больших трудностей, и ПОЛУЧИЛИ СВОЕ ГОСУДАРТСВО, в котором, если прибраться и энергосберегающих лампочек повесить, очень даже можно жить. Перестройка была не катастрофой, а уникальным достижением, которым могут гордиться поколения россиян, за которое действительно заплатили огромную цену. Такова концепция.

Вторая важная мысль первой части - президент должен так же дать оценку установившемуся балансу стабильности и прогресса. До сих пор мы говорили, что жертвовали социальным прогрессом ради стабильности, поскольку решали другую наиважнейшую и наиприоритетнейшую задачу - сохранения страны. Но ой ли? Страну сохранили, а прогресс похоронили.

\"Мы ничего не делали в течение последние десяти лет по структурному изменению экономики, потому что нефть все перла и перла\". Так вот, если президент признает, что точка баланса была выбрана несколько не правильно, он тем самым пошлет очень впечатляющий сигнал.

И тут начинается Вторая часть - к чему мы стремимся.

А стремимся мы, конечно, не к молочным рекам и кисельным берегам, как всегда это делали на Руси. Не к вставанию со всех сорока колен, а к вполне конкретным вещам - к определенному доходу на душу человека в обозримый срок.

А что важнее, к определенному образу жизни, - не фантастическому, не киноамериканскому, а нормальному, с чашечкой кофе по утрам и национальному круассану с маком. К машине - не к Мерседесу, но Фольксвагену для семейного выезда в поселок коттеджного типа. И к тому, что все это спокойно зарабатывалось бы трудом на развитом рынке труда в том случае, если вы не гений, не мент, не судья, а обычный дисциплинированный работящий россиянин.

Невозможная цель? Полноте, так многие в мире живут, хотя их страны не побеждали во Второй мировой, не летали в космос и не вставали с коленок.

Третья часть - как этого добиться. И тут, наверное, надо попридержать демократическую риторику. Типа это только при демократии и при выборах губернаторов возможно. Ничего подобного, не надо пугать людей и подыгрывать аутсайдерам! Напрямую нет такой связи, это понимают даже все трезвомыслящие демократы. Чтобы построить демократию, тоже нужна постепенность. И хорошая школа. Ии ведет к ней дорога в тысячу шагов, которую не преодолеешь одним прыжком.

Тем не менее, все равно нужно к этой цели стремиться и нужно объяснять: в стране есть ресурсы, в стране есть просторы, и в стране есть люди, которые у нас то ли вторая нефть, то ли второй газ, то ли вторые алмазы, то ли вторая картошка с огурцами. Важнее все это как-то соединить, - просторы, ресурсы и людей, - скрепив справедливыми отношениями, которые у нас, действительно, в дефиците.

Иными словами, путь - надо закачать в систему справедливость и тем самым активировать инициативу. Справедливость - не коммунизм-социализм-собес (собес я не отрицаю, но это частность), - а именно современную справедливость открытого рыночного общества. Если правильно об этом доложить, больше упирая на технологию справедливых отношений, чем на пустую декларацию необходимости их установления, то люди могут понять, откликунться и поддержать, а заодно сгоряча и... обустроить Россию.

А для этого нужно, прежде всего, восстановить Четвертую власть.

Во-первых, прямым обращением к ней - спуститься до муниципалитета, больницы, низовых выборов, до писем граждан. Для чего предложить расширить отделы «Общество» и восстановить в своих правах жанр социального очерка. Конечно, в демократических обществах такие указания не дают, а если дают, то СМИ не считают их обязательными для исполнения. Но главные редакторы, между прочим, у нас очень чутки к такого рода «пожеланиям».

Во-вторых, государственным пакетом акций прицельно поддержать основные федеральные информагентства и медиа, сделав из них флагманы модернизации, заключив с ними недвусмысленный договор на поставку именно объективной информации и расследований. Ибо и государство тоже должно обрести зрение!

В-третьих, опять же указом установить новые режимы общественного аудита структур власти и структур экономики посредством строгой недвусмысленной формализации отношений их PR-отделов и любых компетентных агентов медийного сообщества. Чтобы любой журналист был вправе получать исчерпывающую информацию по исследуемой проблеме, а любой чиновник и управленец был не вправе уклоняться от вопроса.

Ну и наконец, справедливость, как вода по водопроводу, должна быть закачена непосредственно в квартиры обычных законопослушных граждан, для чего установить режим, когда все их обращения фиксируются, по всем их обращением в срок проводятся проверки, и все заявления хранятся в публичной базе данных с возможностью отслеживания движения. Гражданин должен знать, что он может спокойно жить и работать, что дома его защищает такая структура, на улице - такая, на дороге - такая, и что на каждого мента есть контрмент.

Ну, а экономика, поверьте мне, приложится.