Ножницы ПАСЕ отрезают Россию от Европы

На модерации Отложенный

На проходившей всю прошлую неделю в Страсбурге сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в адрес нашей страны был высказан самый большой объем критики за последнее время

Критика в адрес Владимира Путина и его подчиненных звучала и в ходе очередного разбирательства с последствиями российско-грузинской войны, и во время специальных слушаний по ситуации на Северном Кавказе в связи с растущим там насилием в отношении правозащитников, и при обсуждении доклада о политически мотивированных судебных процессах. Но европарламентарии так и не решились лишить нашу делегацию полномочий.

Дали срок исправиться

Сессия Ассамблеи в очередной раз обсуждала события августа прошлого года. Была принята резолюция, в которой было заявлено: Россия не только не выполнила требования ПАСЕ, высказанные на трех предыдущих сессиях Ассамблеи, но и сделала ряд шагов, увеличивающих напряжение в регионе российско-грузинского военного конфликта. Тем не менее ПАСЕ решила дать нашим властям возможность до конца года выполнить хотя бы основные ее требования.

Россия должна сделать следующее: обеспечить беспрепятственный доступ международных наблюдателей в зону конфликта, создать возможности для возвращения беженцев и расследовать случаи этнических чисток в отношении грузин, живших в Южной Осетии до августа прошлого года.

Понятно, согласиться на такое российская власть не может, и ее представители в ПАСЕ выражали недовольство требованиями европейцев изо всех сил. Руководитель нашей делегации Константин Косачев, в частности, заявил, что Москва в августе прошлого года ничего плохого не сделала, а виноват во всем «грузин Сталин, присоединивший к своей родине Абхазию и Южную Осетию против их воли».

Лучше бы Косачев не упоминал вождя народов - его имя вызвало сильнейший гнев многих членов Ассамблеи. Поляк Рышард Бендер напомнил российским коллегам, что именно Сталин в свое время под предлогом «освобождения и защиты украинского и белорусского народов» захватил кусок Польши в сговоре с Гитлером. Г-н Бендер сказал, что в результате этого и его родители побывали против своей воли гражданами СССР с 1939 по 1941 год. А Петре Цискаришвили из грузинской делегации призвал ПАСЕ усилить резолюцию мерами, которые должны быть приняты против российской делегации, если Москва так и не выполнит требования Страсбурга, и добавил: «Господину Косачеву я хотел бы все же ответить, что Сталин, будучи по происхождению грузином, был советским лидером, и именно его наследниками является нынешнее руководство России во главе с господином Путиным».

Однако никаких конкретных упоминаний о санкциях в случае невыполнения Россией условий ПАСЕ в резолюцию включено так и не было. И довольные члены нашей делегации в кулуарах рассуждали, что теперь им бояться нечего.

И действительно, раз дали очередную отсрочку, да еще и не предусмотрели ответственности за невыполнение требований, - значит, права голоса делегацию не лишат. Так и вышло. Через пару дней, когда рассматривался вопрос о лишении российской делегации ее статуса в ПАСЕ, победили те, кто выступал за то, чтобы не наказывать наших депутатов на этой сессии.

- ПАСЕ должна понять: ее требования обращены к российским властям, на политику которых российская делегация в Ассамблее повлиять не имеет возможности, - убеждал собравшихся швейцарец Андреас Гросс.

Андреас Гросс ошибается. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, входящие в нашу делегацию, не только не собираются влиять на российскую власть, но и полностью разделяют ее подходы в вопросе отношений с Грузией. Это было ясно всем, кто слышал их выступления. Поэтому у радикальных критиков России такое оправдание нерешительности ПАСЕ вызывало только досаду, а умеренным дало возможность высказать все, что они думают о нашем политическом руководстве.

- Мы, демократические социалисты, до глубины критично относимся к режиму Путина в России, - сказал в своем выступлении социалист Бьорн фон Сидов из Швеции.

- Все его основы являются негативными с точки зрения социалистов-демократов. Я в данном случае пессимист и думаю, что этот авторитарный режим будет сохраняться еще долгие годы. У него очень глубокие корни. Тем не менее наша группа выступает против прекращения полномочий российской делегации в Ассамблее. Наоборот, мы бы хотели, чтобы российские представители в ПАСЕ столкнулись с нескончаемым процессом мониторинга их действий, чтобы они слышали здесь всю критику очевидных недостатков путинского режима.

Вполне возможно, что желание шведа-социалиста будет выполнено буквально: я сам слышал от многих депутатов ПАСЕ, что теперь они на каждой сессии будут вставать и напоминать о том, что Россия не выполняет своих обязательств. Что ж, как известно, капля камень точит. Возможно, когда-нибудь нашим депутатам надоест быть мальчиками для битья.

Второе дело ЮКОСа - нарушение на нарушении

Между двумя днями, посвященными Ассамблеей критике России за отказ проявить добрую волю в отношениях с Грузией, рассматривался еще один болезненный для Москвы вопрос - доклад о политически мотивированных судебных процессах. Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер, его подготовившая, - бывший министр юстиции Германии, несколько лет назад она уже готовила специальный доклад по первому делу ЮКОСа. Тогда наши власти обвинили ее в предвзятости. Поэтому в нынешнем докладе говорилось о политическом использовании юриспруденции в четырех странах - Великобритании, Германии, Франции и России. Надо сказать, сравнение оказалось не в пользу нашей страны

У России в докладе самая значительная часть. Упомянуты, пожалуй, все дела, в которых политика играла большую роль, - от обвинения против директора Сахаровского центра Юрия Самодурова до суда над обвиняемыми в убийстве Анны Политковской. Но больше всего Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер говорила о втором деле ЮКОСа: «Органы прокуратуры в России, и я сама явилась тому свидетелем, лично наблюдая за новым процессом против Ходорковского и Лебедева, являются полными хозяевами положения при рассмотрении дел. Как о полной иллюзии можно говорить о якобы существующем равенстве в процессе между защитой и обвинением. Даже в том деле, о котором я говорила и где обвиняемые могут позволить себе нанять хороших защитников, есть масса нарушений: незаконные обыски в офисах адвокатов, их задержание, монотонное чтение бумаг вместо представления доказательств... Я не могу перечислить все виды нарушений в этом процессе, так как они очень многочисленны».

За ЮКОС, как и за Грузию, досталось вновь российским властям. Мария-Луиза Бек из германской делегации в ПАСЕ предположила, что битва с правовым нигилизмом, объявленная Дмитрием Медведевым, ведется исключительно для вида. Сам президент России лишь показывает Западу демократическое лицо, тогда как страной на самом деле правит Владимир Путин.

Российская делегация опять встала в оборонительную позу. Член Совета Федерации Валерий Федоров попытался объяснить европарламентариям, что преследуемые нашей властью бизнесмены и общественные деятели только прикидываются «политическими», а на самом деле - обычные уголовники. Потом стал сокрушаться, что упоминание Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в резолюции ПАСЕ повлияет на процесс в Хамовническом суде. Однако не помогло: в искренность слов нашего депутата, похоже, так и не поверили. Во всяком случае, Ассамблея назвала второе дело против бывших владельцев ЮКОСа одним из свидетельств того, что «в битве против правового нигилизма до победы еще далеко».

Как ни печально, Европа постепенно убеждается в том, что власти нашей страны не разделяют главных принципов ПАСЕ. И европейцы попали в политические «ножницы»: наказать Россию за явный отход от демократии, рискуя начать новую холодную войну, или сохранять нашу делегацию в ПАСЕ, дискредитируя эту организацию демонстрацией ее неспособности хоть как-то защитить свои ценности. Пока время работает на тех, кто призывает наказать.