Кто стопорит развитие России?

На модерации Отложенный

Форум RUSNANOTECH\'2009 - это, конечно, момент истины для Анатолия Борисовича Чубайса. Можно сказать, очередной \"последний шанс\". На этот раз по вполне понятным причинам - Чубайс (который во всем виноват) разумеется, становится автоматически виноватым и в гибели семидесяти с лишним человек.

Очень соблазнительно обвинить Чубайса и в грядущем провале российской нанопрограммы, которая (что та электростанция) должна была бы спасти маленькую виноградную республику с бамбуковым водопроводом. Зная статистику успешности проектов Анатолия Борисовича (у Чубайса есть хоть один успешный и крупный проект, который не накрылся, не важно, в политике ли или в бизнесе?) - провал неизбежен, ведь цифры не обманешь. После этого будет написана книжка, в которой автор скажет, что мы были на волосок от прорыва, но нам помешали некоторые Силы.

Собственно, что это будут за силы, мы можем сказать уже сейчас. Но для начала, можно порассуждать на более отвлеченную тему. А что вообще стопорит развитие инновационного сознания в России?

Несмотря на кризис, в России по-прежнему достаточно денег. Иначе не может и быть с нашей степенью интегрированности по части кредитов в мировую экономику в качестве одного из ведущих сырьевых придатков этой самой экономики. Если деньги не у банков, то у государства. Если не государства и не у банков, значит у государственных банков - точное местонахождение их не столь важно. Непрерывный поток научных кадров из страны, которые из-за бугра требуют от нас денег, говорит нам, что с научными кадрами тоже, в принципе, проблемы нет.

Единственные, кого можно бы сейчас обвинить в том, что у нас сортиры в деревнях на улице, - это тех, кто сидит на деньгах, то есть чиновников. Много ли мы знаем чиновников, которых можно обвинить в том, что они не имеют инновационного склада ума и тормозят развитие экономики? Или что склад имеют, а вот рук - нет? На самом деле, много. Очень соблазнительно, например, обвинить министра Фурсенко, что начав за здравие ЕГЭ (очень инновационный и прорывной проект), в этом году он, из-за неспособности заставить работать собственных сотрудников (несмотря на то, что сам вкалывает как вол), закончил год за упокой. Министра Лаврова можно обвинить за один его малиновый в полосочку галстук, а также в том, что когда дело касается креативного отстаивания наших интересов за рубежом, и создания всяких сайтов и \"групп влияния\" (как это делают поляки и прочая ЕС), он спокойно поднимаем лапки и бежит плакать в жилетку молодежным движениям, которые, в свою очередь, потом бегают за послом иностранного государства.

Не самый инновационный способ ведения внешней политики.

И до чего соблазнительно было бы обвинить до кучи министра Кудрина в том, что его политика накопительства спровоцировала резкий приступ неверия в собственную экономику у элиты, лечить который пришлось президентскими выступлениями. Но все эти проблемы - не структурные, не экономические и какие-то личностные.

Если хотите виновных - ищите в среде глав отделов, замминистров и прочих публично неответственных, но очень неплохо живущих в условиях существующей экономики товарищей. Ищите их в советах директоров госкорпораций. Не в \"Газпроме\", конечно, ведь там все слишком на виду, но ведь у нас в стране, мягко говоря, есть не один только \"Газпром\". Что они там делают? Вы знаете? И не узнаете, даже если специально зададитесь такой целью. И вот это уже будет структурная проблема. Даже если понимать, что большинство тех, кто сейчас на среднем (даже не на низовом) уровне работает на государство, - это люди, не способные поверить не то что в инновационную экономику, но даже в завтрашний день, и готовые героически лечь костьми для того, чтобы завтра по возможности не отличалось от сегодня. И даже в этом случае вторая мысль припрется к вам с неотвратимостью айсберга к \"Титанику\": а на кого их менять? На молодежь? Ликующую и талантливую гопоту? Может быть, но ни один на этот раз вменяемый крупный чиновник не пустит студента с гитарой в кабинет уже хотя бы потому, что неоднократно видел, как эти \"талантливые молодые люди\" за считанные месяцы покрываются таким количеством бентли, армани и прочего дорогого дерьма, что отодрать их от кресла становится просто невозможно. Теоретически, организация долгой программы подготовки кадров по классической методе японцев - \"все за рубеж - учиться\" могла бы помочь. Но есть риск, что в итоге, помимо научного оттока кадров, у нас начнется еще и отток кадров управленческих.

Возможно, к этому нужно быть готовым, и начать потреблять кадры из-за рубежа. Но для этого для начала нужно преодолеть страх перед \"агентами запада\". Вряд ли вреда от них будет больше, чем от сыновей известных фамилий, кавалеров орденов в двадцать лет. С другой стороны, подобных механизмов нет, а это - уже повод впадать в истерику. Ну, разве что запретить лицам, получившим образование только в России и прожившим на ее территории больше двадцати лет, занимать посты от руководителя отдела и до вице-президента. Так, в порядке бреда.