Путин: \"Где деньги, Рузвельт?\"
Если слова премьера поймут буквально, то быстрые на принятие решений кавказские суды разрешат все споры в пользу энергетиков, а муниципалы останутся без ресурса
Публичный накат премьер-министра России на мэра Махачкалы за неуплату долгов энергетикам: «Где деньги, Зин?» - самым активным образом осмысляется на Северном Кавказе. Дело в том, что реакция федерального центра на конкретные конфликты вокруг власти и собственности в кавказском регионе, - вещь весьма редкая. Даже федеральные СМИ пишут о таких конфликтах нечасто, предпочитая рассуждения о ваххабизме и прочих высоких материях.
А история с долгами дагестанской столицы перед энергетиками - это именно история рейдерского конфликта, со всеми подобающими ему признаками. Одна сторона в этом конфликте - городское руководство Махачкалы, другая - дочерние структуры «МРСК Северного Кавказа». Как и положено в таких конфликтах, на кону не просто возврат или невозврат долга, но и владение немалым активом - электросетями города с 700-тысячным населением. Как и положено, на каждый довод одной стороны у другой имеется контрдовод, на каждую бумагу - контрбумага. И - как это, опять-таки, часто бывает - до сих пор конфликт решался исходя из политической целесообразности.
Общая сумма долга в наиболее острые моменты конфликта - весной 2008 года - оценивалась почти в 700 млн руб. Все шло к тому, что энергетики заберут сети за долги, но мэр Махачкалы Саид Амиров - тот самый, в чей адрес Путин сейчас процитировал Высоцкого - сумел наладить контригру, подав серию исков против завышенных тарифов, и одновременно акционировав городские сети. По-видимому, Амирову помогла в этом поддержка и «снизу», и «сверху». Существование поддержки сверху бесспорно хотя бы потому, что мэр Махачкалы с начала 2000-х регулярно фигурирует во всех возможных списках кандидатов на высший пост в Дагестане.
Поддержка снизу проявилась зимой 2007 - 2008 гг.: когда энергетики стали отключать электричество за долги, ночами подстанции захватывали группы граждан с битами, профессионально включавшие все выключенные фидеры. «Это не жители близлежащего подъезда - это организованные группы. Это вообще какая-то террористическая деятельность», - восклицал прибывший по долговому вопросу в Махачкалу Андрей Раппопорт, в ту пору заместитель Чубайса в РАО ЕЭС.
Расследование «террористической деятельности», однако, не состоялось - сохранение элементарной управляемости в столице неспокойного Дагестана было, по-видимому, сочтено вещью более значимой, чем интересы энергетиков.
Реплика Путина лишает Амирова какой-либо политической защиты. Хотя, наверное, коснется эта реплика не одной Махачкалы: если слова премьера поймут буквально, то быстрые на принятие решений кавказские суды наверняка разрешат в пользу энергетиков еще несколько оставшихся споров, и муниципалы лишатся в регионе последних сетевых активов. Региональные власти это не обрадует: сети же отойдут не им, а им вновь придется указывать Кремлю на несоответствие своего статуса передовых борцов с экстремизмом и скудости собственных экономических ресурсов.
Труднее предсказать теперь судьбу самого Амирова, попавшего «под раздачу». Мэр, возглавляющий город 11 лет, после 15 покушений передвигающийся в инвалидной коляске и прозванный за это «дагестанским Рузвельтом», Амиров не стыкуется с нынешним руководством республики прежде всего «стилистически»: пока нынешние руководители Дагестана получали дипломы высшей партшколы, Амиров строил свою «бизнес-империю» на базе заготконтор в Калмыкии. До сих пор он позволял себе вещи, несовместимые с политический жизнью мэра в большинстве регионов России. Например, открыто поддержал не того кандидата в главы города Дербента, за которого «Единая Россия» и глава Дагестана. Любопытно при этом, что и Амиров, и этот враждебный власти кандидат, - тоже члены «ЕдРа». Вот уж действительно «местные правила»! Выборы в Дербенте, кстати, будут 11 октября, и трудно отделаться от мысли, что о махачкалинских долгах Путину напомнили в специально выбранное время.
Впрочем, сделавшие так могли и просчитаться: после критики премьера головы местных руководителей летят вовсе не всегда. Вспомним, как недавно Путин публично указал на регионы, где зарплаты чиновников ускорили рост во время кризиса. Не видно, чтобы у глав этих регионов что-то после этого пошло не так. Они даже в рейтингах выживания губернаторов продолжают получать хорошие баллы, а ведь составляют такие рейтинги вполне уважаемые эксперты, а уважаемость эксперта сегодня сильно зависит от того, насколько точно он знает настроения во властных коридорах.
Комментарии