Россию ждет новый рост тарифов на электроэнергию

На модерации Отложенный

С наступлением 2010 года электричество для граждан России подорожает ровно на 10%. Тариф для едва живых промышленных предприятий чуть ли не впервые подрастет меньше - на 7,6%. И все это на фоне высочайшего роста тарифов в нынешнем кризисном году.

В разных регионах темпы роста несущественно варьируются. Для москвичей, по официальным данным, в 2009 году, по сравнению с прошлым годом, тарифы на электроэнергию уже поднялись на 30% (на тепловую энергию - на 29,5% , водоснабжение - на 28,2%, на газ - на 25,2%). Госуправленцы в период тяжелейших потрясений должно быть видят какие-то скрытые для нормальной логики обоснования (возможно, личные) двузначного роста базовых тарифов, заложенных в себестоимость всех без исключения конечных продуктов.

Между тем, еще летом министр регионального развития РФ Виктор Басаргин отметил, что все потери ресурсов из-за износа коммунальной инфраструктуры из года в год оплачивают потребители. По его словам, потери электроэнергии составляют 15%, а теплоэнергии - до 40%. Если убрать часть потерь, то можно оставить тарифы в покое хотя бы на период нынешних потрясений. Но это - \"не эффективно\", сложно и хлопотно с точки зрения чиновников и дружественного им бизнеса.

А то, что из-за очередного повышения тарифов в кризисные неплатежеспособные времена вновь вырастет себестоимость всей и без того не очень широкой гаммы российских товаров и услуг, во внимание не принимается. Не до того.

Теперь можно с уверенностью прогнозировать усиление кризиса неплатежей за электричество и волну отключений особо \"провинившихся\" домов. Естественно, умножатся ряды разоренных юридических лиц и потерявших работу граждан.

Собственно, происходит то, о чем предупреждали левые: приватизировав генерирующие предприятия, \"электрические магнаты\" займутся нещадной эксплуатацией и без того изношенных энергомощностей, ну и, конечно, потребителей, при помощи тарифного прессинга. Их \"бизнес-план\" прост: прибыль здесь и сейчас. О том, что приватизация единой энергетической системы официально затевалась для того, чтобы получить инвестиции и направить их на модернизацию отрасли, давно забыто. А ведь россиян все время пугали: если не приватизировать и не повышать тарифов, отрасль ждет крах, а всех нас мрак и холод. Поэтому тарифы повышали, а ключевые относительно \"свежие\" объекты отдавали в получастные руки. В итоге получили аварию на Саяно-Шушенской ГЭС (15-20% от общей выработки электроэнергии Сибири), на восстановление которой уйдет никак не менее 1,5 млрд. долларов. Не трудно догадаться, из чьего кармана они будут в конечном итоге извлечены.

О том, как проходила приватизация в электроэнергетике, написаны горы журналистских материалов. Для наглядности напомним лишь о громком расследовании Генпрокуратурой РФ обстоятельств приватизации государственного пакета акций крупного АО \"Новосибирскэнерго\". В 1997 году администрация Новосибирской области \"вдруг\" надумала передать 20% акций \"Новосибирскэнерго\" двум частным фирмам \"ОРТЭК\" и \"Агропромконтракт\" в залог за сверхдорогие поставки удобрений, сельхозтехники и горюче-смазочных материалов. Последующие проверки выявили: поставки осуществлялись по ценам, завышенным на 60-80%, передаваемый пакет акций был оценен в 0,57 млн. долларов при рыночной стоимости в 40 млн. долларов. Поскольку власти области так и не выполнили столь повышенные обязательства по оплате, 1/5 мощной генерирующей компании за бесценок перешла в собственность коммерческих структур, подконтрольных тогдашнему заместителю председателя правления РАО \"ЕЭС России\" Михаилу Абызову. Он же стал заместителем председателя совета директоров компании, что и направило дальнейший ход приватизации \"в нужное русло\".

С тех пор приватизация отрасли \"по Чубайсу\" шла нарастающим темпом. Приближающийся 2010 год - ключевой с точки зрения либерализации рынка электроэнергии, когда новые собственники начинают массовый \"съем денег\".

Доля свободного рынка электроэнергии в январе 2010 года должна увеличиться до 60%, а в июле - до 80%. Упомянутый экс-глава РАО \"ЕЭС России\" Анатолий Чубайс еще в октябре 2007 года объявил журналистам: \"После 1 июля 2008-го только на три года сохраняется государственное тарифообразование в электроэнергетике. С 1 января 2011 года оптовый рынок электроэнергии должен быть либерализован на 100%, то есть поправки в законодательство запрещают с этой даты государственное тарифообразование\".

Теперь новые собственники через свои PR-службы пытаются убедить общество в том, что тарифы тянутся вслед за общей высокой инфляцией. На самом деле повышение тарифов активно провоцирует рост цен, за которыми снова подтягиваются тарифы, которые еще более \"провоцируют\" цены - и так до бесконечности.

Потребители электроэнергии должны знать, кому они платят по ударным в прямом смысле этого слова энерготарифам, и кто их теперь задирает вверх, успешно проходя все согласования в Минэнерго и Минэкономразвития. Напомню, что последнее ведомство рассматривало несколько вариантов повышения тарифов. Цены на энергию сначала решили поднять на 6-7% для всех потребителей. Но в итоге цифры оказались выше и ударили больнее по гражданам. Кстати, одной из причин пересмотра тарифов стала трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшая, как уже фактически доказано правительственной комиссией, по вине собственника - ОАО \"РусГидро\".

В целом же, насколько на сегодняшний день приватизирована электроэнергетика, пожалуй, точно определить не может никто. В экспертном сообществе дают разные оценки, нередко утверждается, что в частные руки попали менее 50% акций разбросанных по стране ОГК и ТГК. Между тем, если посмотреть открытые данные по составу акционеров многих крупнейших генерирующих компаний, ситуация представляется несколько иной. Так, в федеральной собственности находится менее процента акций ОАО \"ОГК-3\". У германского гиганта E.ON AG - 78,3% акций ОАО \"ОГК-4\". На 92,9% принадлежит финскому энергохолдингу Fortum бывшая ТГК-10 (с апреля 2009 года - ОАО \"Фортум\").

В период экономического спада производители и торговцы снижают цены - реанимируют умирающий спрос. Эта стандартная реакция прописана в учебниках по экономике, так ведут себя \"законопослушные\" рынки в США и Японии, Западной Европе и Австралии. Но Россия привыкла проходить исторические виражи с максимальными перегрузками. Вот и теперь российская кризисная практика смело скрещивает стагнацию с инфляцией. Причем государство следует считать главным (в сравнении с частным бизнесом) генератором инфляции при падающей экономике. Вот только бы не сорвалась она в штопор на этот раз. Или чуть позже - у энерготарифов большие планы на перспективу. В долгосрочном экономическом сценарии МЭР предусмотрено удвоение цен на электроэнергию для населения к 2015 году и утроение - к 2020 году. При этом один киловатт-час для населения окажется в полтора раза дороже, чем для промышленных потребителей. Сценарий этот официально называется \"Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года\" и предполагает три варианта развития - инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Несмотря на различия, в каждом из них речь идет об опережающем росте цен на электроэнергию для населения. Начиная с 2011 года рядовые граждане будут платить за электричество уже значительно больше, чем все остальные потребители. А к 2020 году - уже в полтора раза больше средней цены.

Набирающая темп реформа электроэнергетики призвана обеспечить инвесторам высокий уровень доходности от их вложений, сопоставимый с доходами нефтяников и газовиков, а сделать это можно только за счет резкого увеличения цен для потребителей. В итоге наибольшую цену за реформу и высокую доходность энергокомпаний заплатит население, потребляющее около половины вырабатываемой в стране электроэнергии.