Второсортный диссидент Подрабинек

На модерации Отложенный

Шашлычная, что через дорогу от гостиницы «Советская» в Москве, с незапамятных времен в обиходе именовалась ее посетителями «Антисоветской». Где собираемся? В «Антисоветской» после футбольного матча на стадионе «Динамо». Это означало - напротив «Советской». Коротко и ясно. Там было место встречи слушателей Высшей Краснознаменной школы КГБ (ВКШ).

Традиция возникла с легкой руки курсантов в конце 60-х гг. прошлого столетия. Изменить ее может только безжалостное время. Но даже почти полвека спустя бывшая забегаловка получила мощную спекулятивную рекламу. Экс-секретарь ЦК КПСС тов. Долгих, не зная истории вопроса, возмутился этому названию забегаловки. А бывший диссидент Подрабинек плюнул в душу всем ветеранам, сказав, что в СССР жили не только советские граждане. Сейчас об этом пишут все кому не лень.

Преданные динамовские болельщики начала 70-х гг. из числа слушателей курсов ВКШ КГБ нет-нет да и заглянут сегодня на шашлыки, как в старые добрые времена. Автор этого материала тоже учился на тех курсах и был одним из постоянных участников застолий. На них приходили повидаться с однокурсниками, которых оперативная жизнь разбросала по многочисленным управлениям Комитета.

Разведчики, контрразведчики, «идеологи» и представители Губчека (УКГБ по г. Москве и Московской области) садились после матча за сдвинутые столики отпраздновать победу или пролить слезы после очередного поражения «Динамо». Причем замечательный шашлык запивали не, как сегодня, вульгарным пивом, а отличным коньяком. Делились сокровенным, мыли косточки начальникам, хвастались победами. Узнавали, чем дышат резидентуры ЦРУ, МИ-6 и БНД. Что с их подачи творят диссиденты, обменивались информацией в рамках дозволенного, а иногда и вне их. С посторонними об этом не поговоришь. Да и не поймут.

Об оперативно сокровенном

В 70-е гг. операм всех управлений было известно, что американские разведчики под прикрытием журналистов, аккредитованных в Москве, активно общались с диссидентами. Но автору как представителю разведки было непонятно, зачем американскому разведчику навлекать на себя внимание наших спецслужб контактами с теми, кто не располагает секретами? Дело в том, что тогдашние диссиденты в большинстве своем, может быть, кроме А.

Сахарова и А. Щаранского, доступа к тайнам СССР не имели. К примеру, любая рукопись А. Сахарова на тему ядерной физики могла иметь гриф «Сов. секретно», а А. Щаранский (ныне министр в правительстве Израиля) знал все режимные объекты СССР, сотрудникам которых был закрыт выезд за границу. Остальные, по моим понятиям, для разведчика интереса не представляли. Но те сокурсники, кто попал в контрразведку, мне все объяснили.

Во-первых, иностранному разведчику выгодно, чтобы на Лубянке его считали защитником инакомыслящих, а не охотником за секретами. Считалось, что, надев тогу идеологического диверсанта, отвлекаешь слежку КГБ от реальных объектов. Иными словами, диссидентов американцы постоянно использовали в качестве «прикрытия» разведки.

Во-вторых, «второсортными» диссидентами типа Подрабинека, как правило, занимались журналисты США, которые в тот период выполняли более важное со стратегической точки зрения Вашингтона задание. У многих из них была установка на развал СССР с помощью подрыва имиджа советского режима. Для этого в Москву посылали корреспондентов из числа выходцев из России, т.е. с хорошим русским языком. Среди них были Данилофф, Крымски, Нагорски, Шмеман, Амфитеатров. Многие были разоблачены и выдворены из СССР. Но своего они, как известно, добились.

Скандал с «Антисоветской» спровоцирован

На днях здравствующие пока немногочисленные болельщики из «органов» тех лет собрались в «Антисоветской» и пришли к единодушному выводу. Скандал спровоцирован таким образом, что российская сторона теряет при любом его исходе. Побеждают «патриоты» - понятно, куда скатывается Россия. Торжествует здравый смысл - успешно проведена разведка боем, которая обычно предшествует современным «оранжевым» революциям. Как правило, такие беспроигрышные операции планируются стратегическими западными центрами. Кажется, мы вновь наступаем на старые грабли. Поэтому бывшие чекисты из завсегдатаев «Антисоветской» тех советских лет решили, что нельзя давать волю комплексам и опускаться до уровня инстинктов времен царя Гороха. Нужно быть выше устаревших шаблонов.