Бремя интеллигента

На модерации Отложенный

Френд funhunter полагает, что «всеобщее избирательное право - полная туфта, устаревшая давным-давно». Он предлагает ввести в России систему «Джедай Демократии». Идея довольно проста.

Голосовать при Джедай Демократии будет позволено не всем, как сейчас, а только тем, кто сдаст «экзамен избирателя». Ответит на ряд вопросов по истории, экономике, юриспруденции и так далее. Те, кто экзамен не сдадут, права голоса будут лишены. В итоге получится власть «образованных суперменов».

Лично я, впрочем, думаю, что «съест-то он съест, да кто ж ему даст». Собственно, подобные проекты угнетения «быдла» встречаются регулярно: как на просторах Интернета, так и в болоте реальной жизни. Интеллигенция традиционно считает себя современной аристократией и полагает, будто необразованные, немытые недочеловеки должны ей подчиниться, для своего же блага. Перефразируя Киплинга, они мечтают об эдаком «бремени интеллигента».

«...Неси это гордое Бремя -
Ты будешь вознагражден
Придирками командиров
И криками диких племен:
„Чего ты хочешь, проклятый,
Зачем смущаешь умы?
Не выводи нас к свету
Из милой Египетской Тьмы!...\"»


Представьте себе картину. Обычный российский офис, фирма по оптовой торговле канцтоварами. Обед: сотрудники сидят за столом и едят борщ. Внезапно штатный переводчик отвлекается от своей тарелки и произносит примерно следующее:

«Мне кажется, это несправедливо.

Почему я, интеллигентный человек, получаю мизерную зарплату, а Егоров, мерзкий солдафон, руководит фирмой? Давайте устроим честный экзамен: на знание английского, математики, экологии... Кто его пройдёт, тот и будет руководить!»

Отвлечёмся на секунду от вопросов собственности и субординации. Предположим, что сотрудники и в самом деле выбирают директора прямым голосованием. Как полагаете, согласятся ли с предложением переводчика менеджеры, экспедиторы, грузчики, юристы?

На всякий случай, отвечу: нет. Нормальные люди ни разу не считают интеллигентов - высшей расой, а себя - убогими неучами. Когда интеллигент жалуется обычному человеку, что его не допускают ко власти, обычный человек недоумевает: ему не вполне ясно, с каких таких причин этот чудак пытается тут командовать. С точки зрения обычного человека, хороших руководитель должен быть опытным, смелым, удачливым, харизматичным, проницательным, хладнокровным... образование если в этот список и входит, то находится где-то на десятом месте.

Интеллигент же считает свою «высокоранговость» чем-то совершенно очевидным, и очень обижается, когда его жалобы игнорируют. Юмор ситуации в том, что интеллигенту даже не приходит в голову, что его иерархическая шкала - «у кого краснее диплом, тот и круче» - вовсе не является единственно возможной.