С чего вдруг мы поверили в конец кризиса?

Социологи фиксируют интересный феномен - россиянам так захотелось, чтобы кризис поскорее закончился, что они согласны уже сейчас поверить в его завершение. Об этом свидетельствуют данные, которые получили социологи из Левада-Центра, опрашивавшие наших сограждан в середине текущего месяца. В то же время, как интересный феномен стоит отметить тот факт, что наличие или отсутствие кризиса практически не отражается на симпатиях граждан к своим правителям. Большинство россиян и год назад, и нынешней весной, и сегодня по-прежнему вполне доверяют Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву и только к правительству относятся с легким скепсисом.

Итак, аналитический Центр Юрия Левады провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны 18-21 сентября 2009 года. Опрос этот фактически ежемесячный и россиянам традиционно задается вопрос: «В чьих руках сейчас реальная власть в стране?» И столь же традиционно около половины наших сограждан твердо заявляют: власть в равной степени принадлежит и Медведеву, и Путину. На этот раз так сказало 48%, то есть приблизительно столько же, сколько и в предыдущие месяцы.

Правда, сомневающихся в наличии в России соправителей тоже достаточно много - 45%. 13% думают, что основная власть\"в руках Медведева\", а 32% - в руках Путина. Однако, 67% опрошенных считают, что президент «действует под контролем» премьера и его окружения - это уже нюансы.

Интересно другое: у граждан России явно прибавилось уверенности в том, что страна идет в верном направлении. Буквально весной, когда все готовы были смириться с мыслью, что экономический кризис затянется на несколько лет, только 41% опрашиваемых социологами надеялся, что ситуация в стране развивается правильно. Немного больше, а именно 44%, их стало в августе. И вдруг в сентябре оказывается, что уже 49% полагают, что страна пошла «верным путем». Причем противоположного мнения придерживаются всего только 33%. Показатель, максимально приближенный к тем 30% скептиков, которые и до начала кризиса сомневались в «верности курса».

Конечно, можно это объяснить тем, что россияне хорошо отдохнули летом, вернулись на рабочие места с новыми силами и пришли к выводу, что не так и страшен кризис, как его малюют. Однако это объяснение не вяжется с тем, как проходил в этом году отпускной сезон.

Напомним, что дело обстояло приблизительно следующим образом. В июне больше половины граждан, в том числе и из вполне обеспеченных слоев, судя по всему, решили от отпуска вовсе отказаться. Кто-то боялся потерять работу, у кого-то был свой бизнес, где требовалось в условиях кризиса постоянно держать «руку на пульсе». В общем, предлагались разные мотивации, но общий итог от этого не менялся: ехать к теплым морям россияне не торопились. Немногим лучше для турфирм обстояло дело и в июле. Все это в той же столице легко можно было отследить по дорожной ситуации.

Если с началом экономического кризиса загруженность московских трасс, как заметили все автомобилисты, снизилась, то вот дополнительного традиционного летнего облегчения в июне не наступило.

Пробки неожиданно и резко «рассосались» лишь в августе. Именно тогда все, не сговариваясь, ринулись в отпуск. Кто-то посчитал, что достаточно «впахивал» и имеет все же право немного отдохнуть. Кто-то пришел к выводу, что все мыслимые сокращения персонала в его фирме закончились и можно спокойно ехать, не опасаясь, что тебя «подсидит» вон та противная рожа за соседним столом. Наконец, многие с удивлением обнаружили, что их доходы с начала кризиса хоть и упали, но все же не настолько, чтобы они не смогли позволить себе съездить отдохнуть. Тем более, что и любимые зарубежные курорты заметно снизили цены. Даже депутаты Госдумы смогли полноценно отдохнуть ближе к концу лета, благодаря неожиданному требованию президента вернуться в столицу и преодолеть вето Совета Федерации на предложенный главой государства законопроект.

В целом, данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в текущем году более четверти сограждан - 26% - предпочли остаться дома, чтобы заниматься своими делами, тогда как год назад такой вид отпуска предпочитал 31% россиян. А 39% граждан из-за безденежья никуда не смогли выехать. Что не так уж сильно отличается от результата прошлого года, когда таким образом социологам ответил 31% респондентов. Остальные все же как-то отдохнули. Причем заграницу съездило всего 3% опрошенных.

Вот с этого-то неожиданного августовского отпускного бума, видимо, и начался рост оптимизма. Рванули все в отпуск массово не от того, что экономическое положение их улучшилось, это очевидно. Из целых отраслей, вроде нефтехимии, строительства или металлургии лишь некоторые к концу лета немножко пришли в себя, заводы не заработали, зарплаты расти не начали, безработица, как признает правительство, сократилась скорее фиктивно.

Рванули «на Юга» просто потому что надоело - устали сидеть и бояться как бы чего не вышло. Накопили немного денег, начав откладывать от первого «кризисного» испуга - и все эти деньги радостно спустили на отдыхе. А теперь вот вернулись и огляделись: хуже вроде не стало. Правительство уверяет, что непонятное, но страшное явление, имя которому «рецессия» - закончилось. Телевизор только и трубит о стабилизации. Тандем Путин-Медведев крепок как никогда и рассуждает уже о выборах 2012 года, демонстрируя уверенность в завтрашнем дне. Даже родной «деревянный» рубль слегка пошел в рост.

И устали россияне бояться темного будущего, а захотелось им веры в светлое будущее. В то, что страна развивается в правильном направлении, экономика вот-вот восстановится. Вот ведь и Минздрав заявил, что в августе впервые в новейшей истории России рождаемость у нас аж на 1000 человек превысила смертность. Вот и поверили россияне... по крайней мере, до тех пор, пока снова гром не грянет.