Моногорода в режиме ручного тормоза

Проблему моногородов можно решить – надо только придумать механизм, работающий без участия первых лиц государства

Проблема моногородов – один из главных тестов на качество управления в стране. Сейчас правительство желает продемонстрировать, что переходит от ручного управления к системным мерам. После истории с Пикалево стало ясно, что премьер не может облететь на вертолете 400 населенных пунктов (примерно столько в России моногородов, по подсчетам Минрегиона) и лично разобраться в каждой ситуации. На прошлой неделе чиновники правительства рассказали Slon.ru об основных способах спасти моногорода, а теперь Минрегион представил и более конкретный алгоритм спасения: «Основные направления поддержки монопрофильных городов».

Основных предложений два – расселить моногорода или же диверсифицировать экономику, и как считают эксперты, других вариантов, действительно, просто нет. Но реалистичность программы Минрегиона все равно вызывает сомнения. Вопрос даже не в том, хватит ли на нее денег. Главная сложность – создать механизм, который будет способен работать без прямого участия первых лиц государства.

САГА О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ

Моногорода – это необязательно поселки вокруг какой-нибудь нефтяной скважины или целлюлозно-бумажного комбината. Иногда это довольно крупные населенные пункты, например, Нижний Тагил. Общий для всех признак – четверть населения работает на одном предприятии или группе предприятий, входящих в одну технологическую цепочку. Либо если на долю такого предприятия приходится 50% промышленного производства. Ситуация в 250 – 280 таких городов оценивается как тревожная, в 60 – как кризисная и в 17 – как взрывоопасная.

\"\" Минрегион предлагает разделить моногорода на две категории: депрессивные и прогрессивные. Первую категорию городов планируется расселить и направить трудоспособное население в те регионы, где нужна рабочая сила. Ничего принципиально нового в этом предложении нет, говорит эксперт Московского Центра Карнеги Алексей Титков, и опыт такой в России имеется. Достаточно вспомнить кампанию по расселению депрессивных угольных городов Севера в середине 1990-х. Главная проблема в том, чтобы определить, какие города следует расселять, а какие – нет. В Минрегионе отмечают, что сохранять (за счет бюджетных дотаций) некоторые города нет смысла: предприятия в них технологически устарели, схема размещения производственных сил создавалась еще в советские времена.



Однако процесс расселения будет трудоемким, и не только по финансовым причинам. Многие жители, например, Норильска возвращались на прежнее место жительства, как только у них кончались «подъемные» деньги. Минрегиону надо будет учесть этот негативный опыт и предусмотреть, чтобы стимулов возвращаться не было.

УМНОЖИТЬ НА ЧЕТЫРЕСТА

Что касается прогрессивных моногородов, то к ним отнесли города-спутники крупных конгломератов, города, находящиеся рядом с крупными автомагистралями, и те, экономику которых можно перепрофилировать. Если спасение первых двух будет зависеть скорее от экономической конъюнктуры, то с перепрофилированием многое зависит от того, какое направление выберут региональные и центральные власти. Большие сомнения вызывает, например, идея создания агрохолдингов в депрессивных районах. Важно, чтобы изменения вписались в прежнюю логику развития города – переобучить всех жителей не получится.

Министр регионального развития Виктор Басаргин в качестве варианта спасения моногородов предложил вырабатывать альтернативные способы использования производственных мощностей. И эти программы, по его словам, не должны быть исключительно бюджетным бременем, они должны быть реализованы, в том числе за счет собственников предприятий. Привлечение частного капитала – одна из самых сложных проблем, замечает Алексей Титков. Во-первых, случаи успешного партнерства бизнеса и государства – большая редкость. Во-вторых, крупный бизнес, контролирующий большинство системообразующих предприятий в моногородах, только в удачные для экономики годы был готов тянуть социальные программы и затраты, сейчас же он стремится переложить заботу о населении городов на плечи государства. Здесь нужна сильная мотивация, и пока такой в правительстве не придумали, кроме разве что личного визита высших чиновников.

В 2010 г. на нужды моногородов планируется выделить 10 млрд руб. из антикризисного фонда и еще столько же из федерального инвестиционного фонда. На первых порах хватит, что будет дальше, пока неизвестно. Но дело не столько в деньгах, сколько в том, чтобы создать тиражируемый механизм их расходования. Если бы речь шла только об одном-двух моногородах, то можно было бы обойтись и ручным управлением. Но если умножить проблемы на 200, 300 или 400, то прямых указаний из Кремля не хватит. Ситуация это необычная для российских чиновников: как сделать, чтобы работало, но чтобы работало само, без авторитета руководителей страны? Пока не придумали.