Опасно! Морская радиация

На модерации Отложенный

Как известно, серьезную опасность для человека представляют затопленные в океанах и морях отработанное ядерное топливо, а также аварийные атомные подводные лодки, надводные суда атомоходы и военные корабли, ядерное оружие и прочие радиоизотопные энергетические установки. Высокорадиоактивные микрочастицы топливной и иной композиции из морских вод попадают в трофические (пищевые) цепочки: утекающий радиоизотоп в морскую среду - бентос – мезопланктон – батиальные и мезопелагические пищевые гидробионты - Человек. При такой схеме внутреннее облучение человека многократно опаснее, чем внешнее.

Радиоизотопные термоэнергетические генераторы (РИТЭГ)

Радиоизотопные энергетические установки (РЭУ) используются для энергопитания автономных электротехнических устройств (средства обеспечения навигации, стационарные геофизические приборы, научная аппаратура и др.), размещаемых в отдаленных, безлюдных районах для морской навигации. Они вырабатывают электрическую энергию за счет тепла, выделяемого при радиоактивном распаде изотопа (радионуклида) стронция-90. Основой РЭУ всех типов является радиоизотопные источники тепла (РИТ) – герметичные стальные капсулы, вмещающие топливную композицию – керамические таблетки из слаборастворимого титаната стронция-90. В СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, но в настоящее время в России осталось более 700 устройств, срок службы которых составляет до 30 лет, у большинства из них к настоящему времени срок закончился. С момента распада СССР надлежащий надзор со стороны Минобороны за установками, представляющими радиационную угрозу, отсутствует. Только в Сибирском округе, в основном на Таймыре, находится более 100 РИТЭГов, необеспеченных надлежащим государственным надзором.


В Дальневосточном регионе – Чукотке обследованием, проведенным в 1997 году российской комиссией, выявлена полная утеря надзора над 85 РИТЭГами, размещенными вдоль арктического побережья. Некоторые изделия подверглись вандализму со стороны сборщиков цветных металлов, другие попали прямо в полосу прибоя, по меньшей мере, одно устройство не обнаружено. По расчетам специалистов по ядерному надзору Института энергии и исследованиям окружающей среды (IEER), даже мельчайшая крупинка стронция, активностью в один кюри с высокой вероятностью приведет к смертельному исходу от ракового заболевания. Несмотря на то, что ни цезий, ни стронций не могут быть использованы для изготовления ядерного оружия, два этих тяжелых металла являются потенциальными источниками радиоактивного загрязнения огромных пространств, если использовать их в обычном оружии, известном как «грязная бомба».
В 1993 году Россия официально сообщила о сбросе в Японское и Охотское моря радиоактивных отходов Тихоокеанского флота. В докладе указано, что в период 1966-1991 годы суммарная активность затопленных в этих морях отходов составила 18,5 тысяч кюри. Лондонская Конвенция 1972 года, подписанная Россией, «Предотвращение загрязнения моря сбросами отходов и других опасных материалов» содержит запрет на захоронение отходов, содержащих радионуклиды, удельная активность которых превышает 500 кюри на тонну.

Последствия нарушения радиационной безопасности для населения


Как упоминалось выше, наиболее серьезную опасность для человека представляют затопленные радиоизотопные установки, в том числе аварийно, так как высокорадиоактивные «горячие» микрочастицы топливной композиции попадают в трофические (пищевые) цепочки: утекающий стронций - бентос – мезопланктон – батиальные и мезопелагические пищевые гидробионты - Человек. При такой схеме внутреннее облучение более опасно, чем внешнее. При динамическом распределении водных масс в Охотском море с периодическим переносом их в Японское море и далее в Тихий океан и сезонной миграции морских гидробионтов риску внутреннего облучения подвергается все население России, так как получает ежегодно из дальневосточных морей более 70% всех пищевых морепродуктов, в том числе и деликатесы. Такому же риску подвержено и население стран Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР). По данным территориальных органов Минздравсоцразвития уровень онкологических заболеваний среди ДВ - населения превышает средне российский.



Результаты, полученные при ликвидации аварийных РИТЭГ


Только в 2007 году в районе мыса Мария о.Сахалин был поднят на борт судна гидрографии для доставки на утилизацию ИЭУ-1, затопленный аварийно в 1997 году. Другой аварийный «утопленник» 1987 года еще не обнаружен. Также в 2007 году уже в районе мыса Наварин в Беринговом море был выполнен демонтаж сухопутного аварийного РИТЭГ, уже несколько лет «чадящего» радиоактивными выбросами до 200 мкР/час.


Но одиночные поисково-ликвидационные работы по неэксплуатируемым и аварийным РИТЭГам, которых добились в последнее время от федеральных властей независимые экологи и законодательные органы регионов, не решают национальной проблемы по экологической и радиационной безопасности на обширной территории ДВ-региона, включая Северо-Восточный сектор Арктики и дальневосточные моря.

Захоронение в море без утилизации на берегу. Атомные бомбы на дне моря


По сведениям сахалинского предприятия «Оборонконверс», ведущего поиск затонувших объектов в дальневосточных морях, где добываются пищевые гидробионты, имеются районы с десятками «захороненных» высокоактивных радиоизотопных устройств. К ним добавлены в 90-х годах спешно «утилизированные» на дно контейнеры военного ведомства с опасными химическими компонентами. В 2006 году в заливе Анива Охотского моря произошел массовый выброс на берег рыб и морских животных, что может быть объяснимо только размыванием химических веществ из-за коррозии в морской воде металлических контейнеров со стенками 5 мм. Известно, что на дне залива Терпения в Охотском море вблизи Сахалина на глубине 40 метров лежит с весны 1976 года потерпевший авиакатастрофу советский стратегический бомбардировщик ТУ-95 с двумя атомными бомбами, «почему-то не найденный» Минобороны до настоящего времени.


Имеется положительный опыт обеспечения экологической и радиационной безопасности северо-западных морей России и морских рыбных акваторий сопредельного государства Норвегия. В подобной, но более масштабной работе, в рамках Национальной программы безопасности экстренно нуждается Дальневосточный регион, занимающий более 1/3 территории страны, самый богатый недрами, лесом и морепродуктами в России.

Атомные подводные лодки (АПЛ) России в Дальневосточном регионе


На 2000 год выведено из состава ВМФ – 184 АПЛ, в том числе на Тихоокеанском флоте – 74. Выгружено отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов – 73, в том числе на Тихоокеанском флоте – 29. Содержится с невыгруженным ОЯТ – 111, в том числе на Тихоокеанском флоте – 49. Утилизировано АПЛ с формированием одно-, трех- и более отсечных блоков – 53, в том числе на Тихоокеанском флоте – 18. Передано заводам для полной утилизации - 29.

Государственный радиационный (радиологический) надзор в ДВ регионе


Государственный надзор за радиационной обстановкой в России осуществляют Роспотребнадзор Минздравсоцразвития и ФСЭТАН Минприроды РФ. Но как видно из официальной информации с сайтов этих служб, данные по радиологической и радиационной обстановке в нарушение российского и международного законодательства скрываются. Например, на сайте Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в течение многих лет дается ложная информация только о благополучном состоянии природного радиационного фона. В части техногенного радиационного фона информация отсутствует.

Резюмируя вышеизложенное, следует, что до полной ликвидации и утилизации аварийных РИТЭГов, АПЛ и ЖРО на всем пространстве их расположения, остро необходим объективно-независимый от военных ведомств и служб надзора эколого-радиометрический мониторинг радиационной безопасности всех регионов Дальнего Востока, включая Северо-Восточный сектор Арктики и окраинные моря. Таким образом, из-за локального заражения морская радиоактивная гангрена быстро растекается: в Тихий, Индийский и Атлантический океаны, включая окраинные курортные моря, заливы и бухты всего Мирового океана.