Конкретное предложение гражданину N

На модерации Отложенный

Прежде всего, хочу поделиться чувством глубокого удовлетворения, которое я испытываю, наблюдая сегодня, как неоднократно высказываемая мной идея о необходимости \"новой перестройки\" постепенно захватывает плацдармы общественного мнения. И не потому, что обладаю даром пророчества (я им, конечно, обладаю, но не в этом дело; кстати, очень неудобный дар - тебя никто не понимает), а потому что о необходимости перестройки я говорил постоянно еще после той перестройки, а теперь меня \"догнали\". Теперь некоторое время я тоже буду в мейнстриме. Но главное, что процесс пошел.

Теперь и власть, и невласть прекрасно понимают, что \"стабилизация\" (= застой) была, конечно, по-своему хороша, она позволила подняться каким-то всходам, накопить отдельным гражданам жирок, но если, допустим, от усталости металла и суммы каких-то бездействий в результате срывает шпильки на крышке турбины, то одним восхвалением \"стабильности\" положение не поправить. Политес не спасает … ГЭС. И этой турбиной все разносит к едрене фене.

Теперь и власть, и невласть прекрасно понимают, что если б была машина времени, то задним числом не спали, а суетились бы. И приняли бы хороший закон о контроле объектов стратегического назначения, неважно, в чьей собственности они находятся. И озаботились бы процедурой проверок. И все регламенты бы расписали от А до Я. И наставили бы кругом маячков, датчиков… И учили, учили бы лодырей-инженеров БЕСПЛАТНО, а не на коммерческой основе. Чтобы через десять лет, когда подойдет срок сорвать шпильки, они бы уже загодя начали плановый и необходимый ремонт.

Но у нас такой машины времени нет. \"Стабилизация\" сытных лет - зацементировавшийся случившийся факт.

За это время политика стала ритуалом, а политики - мастерами разговорного жанра. Если президент с высокой трибуны призывает уйти от сырьевой ориентированности, все кричат: \"Ура, гениально, нам поставили задачи!\" А если скажет что-нибудь другое, будет \"гениально\" и другое. Верхи рассказывают сказки, как они умирают на работе, а низы - правильно голосуют. Завтра злосчастную ГЭС, конечно, починят, а вот другую проблему, которая подкрадется незаметно, снова пропустят. И через десять лет сорвутся шпильки на крышке всей федерации.

Как закончить с политикой-ритуалом и перейти к политике управления, политике сотрудничества?

Один из способов - революция

Про революцию рассказывают много плохого, но только в ней по-настоящему расковываются и созидательные, и разрушительные силы. Только в ней политические ритуалы наполняются реальным содержанием. Только в ней демократия становится по-настоящему важна, пусть даже это демократия человека с ружьем.

В революцию общество не спит, движется. Возможно, к прорыву в сверхновую историю, а возможно, что к катастрофе. Однако даже в катастрофе извлеченных человеческой инициативой бриллиантов мысли хватает, бывает, потом на несколько столетий вперед.

Так, Французская революция хоть и была тоже грязна, но дала остающуюся до сих пор современной Декларацию прав человека и гражданина. Революции 1905-1917 гг. хоть и открыли страницы небывалого по масштабам террора, но впервые в феодальной по образу жизни (и мысли!) России возникли современные формы самоуправления и социализма, широкие массы получили доступ к образованию.

Все это, может быть, и банально, однако вопрос: как запустить реактор человеческой инициативы и, тем не менее, избежать взрыва и радиоактивных отходов - по-прежнему стоит на повестке дня. Один из вариантов ответа, как всегда, родился спонтанно. И, как всегда, он был подсказан в ходе притирки инициативно вступивших в процесс социальной трансформации эгоистичных групп.

Революция-light

Революция-light - это революция без крови, \"перестройка\", гениальное ноу-хау 1986 года. Впервые верхи одряхлевшей элиты сами пригласили к диалогу молодые общественные группы, десятилетиями оттеснявшиеся от лифтов карьерного роста. Впервые была опробована технология, недоступная и последнему русскому царю, и целому ряду коммунистических генсеков. Суть ее в добровольном размене традиционных компетенций и привилегий на заключение нового общественного договора с новыми людьми.

И, о чудо: была всего лишь пара-другая выпавших из окна партийных казначеев, зато новому государству снова быть! Зато быть новой аристократии! Зато виллам стать выше и краше! И даже ровесник века, гимнописец Михалков как бы остался при своем старорежимном гимне-кормильце.

Беда (всегда есть беда) что благодарность спасенных не вечна, и время паузы русской истории потрачено зря. Нация продолжает вымирать и нация продолжать отставать от конкурирующих наций на сцене мира. \"…дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок - она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, - сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью\". Нам снова нужна революция-light, нужна перестройка!

Беда (всегда есть беда), что последняя сегодня ассоциируется с крахом СССР, лихими 90-ми, олигархией и новым застоем. А у ее верных сторонников тоже есть ощущение, что в какой-то момент она пошла не туда и не туда привела. Теперь невозможно начинать новый размен (взять у истории новую паузу), не понимая, как изменились начальные условия, и где изогнулось русло социальных трансформаций. Да и в чем может заключаться новый размен?

В 1986 году страна была ничейной, взять можно было все, были б предъявлены права. Деление ничейной советской собственности стало формой и целью, и смыслом всей деятельности. И чуть ли не единственным топливом для мотора демократических процессов, в которых находилось место даже пишущей интеллигенции. Ведь надо же было объяснять, как это делать правильней, как это делать гуманней, как это делать в соответствии со стандартами цивилизованных стран…

Сегодня все - чье-то, делить больше нечего. На одном из форумов я написал понравившуюся читателям мысль: чтобы начать новую перестройку, Медведев должен сам определиться с дефицитом и предложить что-то лично мне.

То есть не мне, автору этих строчек (хотя и мне - неплохо), а достучаться до сердец \"новых выпавших\", \"новых оказавшихся в тупиках\", \"новых обнаруживших, что лестницы успеха отнесены куда-то за угол и что к каждой приставлены по чиновнику-коррупционеру, по грабителю-менту, по судье-волокитчику, по хитрому адвокату, по нотариус у-фальсификатору…

Этот новый дефицит, все глубже сознаваемый обществом и в конечном итоге осознанный президентом, - справедливость. И президент не зря теперь больше говорит о коррупции, об умной политике (рекрутирующей \"новых умных\"?), делает шаги по преодолению политической изоляции страны. Президент не зря заводит новые органы по проверке имущественных деклараций чиновников… Одна беда (всегда есть беда): у него по-прежнему нет конкретного предложения рядовому гражданину N, а рядовой гражданин N не может придти на выручку к своему президенту…

Есть благостная версия, что президент просто задает старт кампании по сбору предложений для текста Послания, и добровольные энтузиасты откликнулись соревноваться: экогорода давай! пилотный биоагроэкополис давай! Однако Послание - это всего лишь текст, всего лишь один из ритуалов, всего лишь один из тупиков. Предложение должно быть таким: вот тебе штык, вот тебе бой, добудь свой успех.

Такой штык - по-настоящему конкурентные выборы. Такой штык - демократические комиссии по проблемам, члены которых быстро начинают понимать, что проблемы придется решать, прежде всего, собственными силами. Такой штык просят выдать даже оставшиеся без оранжевой революции \"нашисты\" и молодогвардейцы\". Конечно, демократия - не самый органичный нашему образу жизни способ организации, но она хороша уже тем, что создает множество вакансий.

Что касается меня, то мне, как человеку, близкому к прессе, этот штык - новые горизонты свободы слова, доступ к информации, место на флагманах перестройки… Для этого предложения я открыт.