Два процента за жизни энергетиков
Родственники погибших на Саяно-Шушенской ГЭС требуют увеличить компенсации в 10 раз
К горю людей, чьи близкие погибли на Саяно-Шушенской ГЭС, добавились и тяжбы с компанией «РусГидро» и властями региона. В четверг родственники жертв аварии встречались с главой Хакасии Виктором Зиминым и прямо заявили, что считают компенсацию в миллион рублей за каждого погибшего унизительной подачкой.
ОАО «РусГидро», в состав которой входит Саяно-Шушенская ГЭС, ранее приняло решение выплатить каждой семье погибшего по 1 млн рублей. В ответ родные погибших заявили, что этого крайне мало и компенсации за потерю кормильцев в семьях должны быть как минимум в десять раз больше, то есть 10 млн рублей. Если же их требования не будут удовлетворены, они намерены судиться с «РусГидро». Глава Хакасии сказал, что доведёт эти требования до сведения руководства компании, а также устроит встречу родственников с представителями компании.
Но, если мы закроем верхний водосброс плотины, уцелевшие генераторы на нижней плотине прекратят выработку электроэнергии. Пусть она мала по сравнению с главной ГЭС — порядка 300 000 кВт вместо 6 000 000 000 кВт, это немало. Большой поток воды с нижнего водохранилища тоже пойдёт мимо электрогенераторов. В результате Дерипаска и другие олигархи вынуждены будут на время закрыть производства и понести убытки. В то время как человеческая жизнь, если судить по выплатам компенсаций жертвам «Норд-Оста» и прочим, стоит сущие пустяки. По понятиям ли получится? Я имею в виду именно современные понятия. Ведь произойдёт бесприбыльный сброс воды, обеспечивающий рентабельность производства. Не платить же бедным олигархам за электроэнергию с тепловых электростанций по обычным тарифам.
Прочитав эту новость, кое-кто может подумать, что тема денежных компенсаций звучит кощунственно. На 20 августа погибшими числятся 17 человек, а ещё 58, по данным МЧС, пропали без вести. Пока одни люди мучаются неизвестностью и ожиданием, другие, более прагматичные, заявляют о финансовых претензиях. Во времена СССР таких обозвали бы рвачами, желающими нажиться на трагедии.
Однако сегодня другие времена. И жизнь человека тоже имеет цену. Попытка разобраться, какую именно, заведёт любого исследователя проблемы в тупик. Есть лишь некоторые закономерности, которые в разных случаях срабатывают в разной мере.
Хуже всего, например, иметь дело с государством в чистом виде. За 10 лет контртеррористической операции на Кавказе власти так и не определились, сколько следует платить мирным гражданам, случайно пострадавшим от военных действий. Только в конце июля 2009 года министр юстиции Александр Коновалов заявил, что компенсации должны составлять не менее 15 тыс. евро. Дело теперь за Госдумой, которая на осенней сессии должна рассмотреть соответствующий закон и порядок выплат. А покуда его нет, в каждом случае приходится торговаться с государством, вплоть до обращений в Страсбургский суд.
Кажется, что массовое катастрофное сознание примерно двадцатилетней давности превратилось в сознание, нечувствительное к катастрофам. Зрительский глаз, привыкший за последние десять лет к Армагеддону в прямом эфире, пройдя через Буйнакск, Волгодонск России 1999-го и апокалиптическое видение 11 сентября 2001 года, переплавившее боевик в реальную жизнь, оказался несколько замыленным. Никого уже ничем не удивишь. Телевизионные партер и галёрка со всевозрастающим равнодушием вполглаза следят за катастрофами. Что уж говорить о нечувствительности к аморальным поступкам, к коррупции, к преступлениям. Той же природы — политическая апатия, гражданская инфантильность.
Получить больше 15 тыс. евро можно с частных компаний, виновных в гибели людей. Но и здесь нижняя планка до боли мала. Жизнь погибших в авиакатастрофах государство оценивает в 400 долларов (страховка по купленному билету составляет 12 тыс. рублей). Всё, что сверх того, — результат судебных тяжб с авиаторами и «доброй» воли чиновников.
«На второй день после трагедии родных сгоревших в А-310 собрали в городской мэрии, раздали всем по 15 тыс.
рублей. «А ещё по 10 тысяч мы перевели в похоронное бюро на погребение», — сказали тогда чиновники. Наверное, чтобы мы не пропили эти деньги, — рассказывает отец погибшего молодого иркутянина. — Ещё 100 тысяч выплатили из областного бюджета. Пока это всё, что мы получили за гибель сына и мужа».
Напомним, что А-310 сгорел во время посадки в иркутском аэропорту летом 2006 года. Погибло 120 человек. 70 ранены. Спустя год жертвы аварии всё ещё бегали по судам либо безуспешно взывали к совести авиаторов. «Никто не может заставить авиакомпанию S7 добровольно выплачивать компенсации жертвам иркутской трагедии, — объяснял адвокат, президент Института верховенства права Станислав Маркелов . — С человеческой точки зрения они должны были это сделать, но здесь этические нормы идут вразрез с интересами их бизнеса. Если компания сама начинает выплачивать компенсации, то она как бы признаёт свою вину».
И только в апреле 2008 года авиакомпания S7 (бывшая «Сибирь») объявила о готовности выплатить родственникам погибших в авиакатастрофе в Иркутске в июле 2006 года во внесудебном порядке компенсации в размере миллиона рублей. По-видимому, эта сумма и стала ориентиром для финансистов «РусГидро», когда те определяли размер компенсаций погибшим. Наверняка сработало и то обстоятельство, что все пострадавшие от S7 согласились принять эти деньги и больше не ходить по судам, требуя чего-то большего.
Однако для родственников погибших на Саяно-Шушенской ГЭС иркутский прецедент вовсе не является ориентиром. После катастрофы А-310 было крушение самолёта в Перми, и тогда компания «Аэрофлот — российские авиалинии» добровольно выплатила до 2 млн рублей за каждого погибшего. Много это или мало? Для сравнения: аналогичные выплаты западных компаний могут составлять сотни тысяч и миллионы долларов за каждого погибшего. Разница между нами и ними — в методике подсчётов. Западные адвокаты нередко доказывают, что компенсации в шестизначных суммах оправданы долгосрочными потерями семьи. Например, гибель 40-летнего кормильца с заработком, скажем, в 5 тыс. долларов в месяц означает то, что семья за последующие 20 лет теряет 1 млн 200 тыс. долларов.
Похоже, и в России начинают считать потери по-западному (по крайней мере жертвы ЧП). Большинство жалоб родственников погибших сводится к одной простой мысли: как жить, если теряешь главный (а иногда и единственный) источник дохода? Миллиона рублей, или 30 тыс. долларов, хватит на год, максимум два. А дальше?
Понять требования пострадавших на Саяно-Шушенской ГЭС легче, представляя о
бщий ущерб от катастрофы. По первым, весьма приблизительным расчётам он оценивается в 40 млрд рублей. Если выполнить условия родственников погибших (то есть дать каждому по 10 млн), то в худшем случае (если и все пропавшие без вести перейдут — не приведи Бог! — в разряд погибших) сумма компенсаций не превысит 750 млн рублей, что меньше 2 (двух!) процентов от затрат на восстановление станции. Однако, скорее всего, ущерб от аварии будет больше. Это значит, что претензии родственников погибших будут в процентном отношении ещё меньше.
Или восстановление турбин важнее восстановления людей?
P.S. На сайте компании \"РусГидро\" http://www.rushydro.ru опубликовано сообщение о мерах помощи пострадавшим. Всем пострадавшим сотрудникам ОАО «РусГидро» и подрядных организаций ОАО «Гидроэнергоремонт», ООО «Технострой» и ООПСК «Авангард С» будет оказана материальная помощь и полностью оплачено лечение. Компенсация семьям погибших составит 1 000 000 руб. Организация похорон, включая транспортные и поминочные расходы, будет также компенсирована. Компания обязуется обеспечить содержание и обучение детей из семей погибших и пострадавших сотрудников вплоть до их совершеннолетия.
Кроме того, работники компании перечислят в фонд помощи однодневный заработок. Эти средства будут направлены на поддержание семей погибших, лечение и реабилитацию раненных.
Комментарии
Это стандартная порядок для всех, пострадавших на производстве.
Конечно смерть - всегда трагедия, но именно так получают все члены семей граждан, погибших на производстве. Миллионов рублей не получает никто.
Каждый год в РФ на производстве гибнут сотни людей.
Причем доказательно .... В Конституции написано - что высшей ценностью - является Человек ...
А наш Гарант - собираться высказаться по этой теме или опять язык ... засунет ???