Верховный суд снова отвернулся от противников ЕГЭ

Вчера Верховный суд (ВС) в очередной раз поддержал Министерство образования в споре с родителями, выступающими против Единого госэкзамена. Перед этим Высшая школа экономики провела кампанию в защиту ЕГЭ, а в день судебного заседания результаты госэкзамена одобрила Общественная палата. Государство сознательно ограничивает доступ к высшему образованию, считают противники новаций и грозят дойти до Страсбурга.

В кассационной жалобе в ВС истцы утверждали, что стандартов проведения ЕГЭ нет, поэтому вводить его рано. «Суд вынес не правовое, а политическое решение, но мы особых иллюзий и не питали», - заявил представитель истцов, глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков. По его словам, уже в понедельник по этому делу начнутся консультации с Европейским судом по правам человека.

В тот же день первые результаты ЕГЭ обсуждали в Общественной палате. Как совещательный орган при президенте, палата не могла не поддержать госреформу образования. Зампред комиссии палаты по образованию и науке Любовь Духанина попеняла родителям, обрывающим телефон горячей линии. Дескать, пора бы им уяснить, что главная задача ЕГЭ - дать равные возможности абитуриентам из столиц и провинции. Живым примером равенства выступил глава Общественной палаты Чечни Саид-Эмин Джабраилов. «Благодаря ЕГЭ даже ребятишки из самых отдаленных селений мечтают выучить русский язык и получить высшее образование», - заявил он. Судя по обилию отличников с Северного Кавказа, штурмовавших этим летом московские вузы, он говорил правду.

Ложку дегтя добавила Виктория Копылова - ученый секретарь Проблемного совета по иностранным языкам в средней школе.

«Никто здесь даже не обмолвился, что ЕГЭ в первую очередь нужен для получения школьного аттестата, а уже потом для поступления в вуз, - отметила она. - Так вот, я заявляю: ЕГЭ не дает школьникам равных возможностей для поступления. Задания пишут педагоги из вузов, а не школьные учителя, поэтому мы второй год наблюдаем высокий процент неудов», - отчеканила она.

К этому моменту в зале узнали, что Верховный суд отказал критикам ЕГЭ, и аудитория сильно поредела. Зато оставшиеся аплодировали г-же Копыловой очень громко - и это были единственные за все время аплодисменты.

В фойе член правления Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин рассказал РБК daily об изъянах дискуссии. «Они тут вцепились в отдельные механизмы ЕГЭ и копаются в них, когда надо говорить о самой системе, - сетовал г-н Панов. - В эту реформу вложены колоссальные деньги, поэтому никто не хочет отвечать за свои ошибки. Отсюда все эти нелепые попытки оправдать провал».

Сергей Комков надеется, что Страсбургский суд поддержит противников ЕГЭ. Его введение обсуждают как часть перехода России к Болонской системе, но единый госэкзамен - американская практика, от которой Европа отказалась 30 лет назад, пояснил он. «Приказ Минобразования №362, в соответствии с которым ученики, получившие неуд, остаются без аттестата о школьном образовании, нарушает права человека, - добавил г-н Комков. - А таких ребят в России на сегодня 29 тыс.».