Путин откровенно поговорил с инвесторами в Сочи

Кризис еще не закончился, но стабильно подрастающая экономика, пусть и на полпроцента в месяц, - достаточное основание для того, чтобы вкладывать в нее деньги. Примерно в таком ключе шел разговор между инвесторами и чиновниками на VIII Международном инвестиционном форуме в Сочи. Премьер-министр, открывавший форум, как мог подбадривал боевой дух потенциальных вкладчиков.

На форуме, прямо скажем, деньгами не пахло. Если в прошлом году за два дня инвесторы привезли в Россию больше 10 млрд евро(!), то в этом году участники заключили 238 соглашений на общую сумму, едва дотягивающую до 500 млрд рублей.

Можно и больше вкладывать, уверял инвесторов Владимир Путин.

- В прошлом сентябре мы встречались с вами \"накануне грозы\". Сегодня у политиков и бизнесменов появляется ощущение, что \"экономический горизонт\" вновь начинает светлеть, проясняться, - начал свой доклад премьер.

И тут же поспешил подтвердить свой \"прогноз погоды\" фактами. По его словам выходило, что поводов для сдержанного оптимизма хоть отбавляй: после 8 месяцев рецессии возобновился рост промпроизводства и ВВП.

- Мы, разумеется, открыты для иностранных инвестиций, - обратился Путин к аудитории потенциальных вкладчиков в российскую экономику. - При этом особую ценность для нас имеют инвестиционные проекты, которые предусматривают передачу в Россию современных технологий. То есть нам необходимы не только и не столько деньги, но в первую очередь знания и опыт, которыми располагают ведущие мировые игроки.

Чтобы западный бизнес не плутал по просторам нашей необъятной родины в поисках, куда бы пристроить свои капиталы, Путин сам же и обозначил главные недоинвестированные сферы: транспорт, энергетика, коммуникации, цифровое ТВ, космическая деятельность, ядерная энергетика.

Модератор дискуссии Райр Симонян обратился к премьеру:

- Вы знаете, у меня для вас есть одна хорошая новость, а одна так себе...

- Хорошую скажите, а вторую оставьте для себя, - отреагировал Путин.

- Поначалу выступали иностранные гости форума. И как ни странно, их выступления все звучали очень оптимистично. А потом выступил Герман Греф (глава Сбербанка. - \"Известия\").

- Я слышал его много раз. Я, вы знаете, как в воду смотрел, сказал: \"Оставьте\", - засмеялся Путин.

- Говорит: есть некие реальные структурные проблемы, которые решить непросто, - продолжал Симонян.

- По поводу тех проблем, с которыми сталкиваются страны - дефицит бюджета, госдолг, дефицит платежного баланса, - мы понимаем, это в основном камешки в американский огород, но я бы ими так особо не разбрасывался, потому что у всех стран есть свои проблемы. У России, например, это высокая инфляция, с которой нам, к сожалению, справиться до сих пор на должном уровне не удалось.

Кстати говоря, это ахиллесова пята и с точки зрения нашего подхода к кризису, - признался премьер инвесторам.

- Правительство не удержалось от соблазна больших государственных расходов, - продолжал он. - Туда, сюда давайте денег. Давайте, давайте, давайте. Вот давали, давали, давали - и инфляция высокая. Инфляция высокая - значит, ставка рефинансирования Центробанка высокая. Ставки по кредитам высокие - нет источников для развития, все пошли на западные рынки кредитоваться. Правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то 6%. Да, Герман?

Греф спорить не стал.

С другой стороны, валить все на собственную голову было бы несправедливо и непатриотично - в конце концов и недостаток инвестиций извне тоже \"виноват\".

- Мы все помним так называемые \"кокомовские списки\", которые ограничивали передачу технологий в Советский Союз, - сказал он. - Формально эти списки ликвидированы. Но решение Госдепа США значительную их часть сохраняет. Это наносит ущерб сотрудничеству России со своими партнерами, и прежде всего с США. Это наносит ущерб и американскому бизнесу, потому что мешает ему развивать свои деловые контакты в России. Но последнее решение президента Обамы, который отменил планы по созданию ПРО в Европе, наводит нас на хорошие мысли.

Покончив с дискуссией, премьер отправился осматривать стенды, чтобы воочию убедиться - в России есть во что вкладывать. Традиционно самый большой павильон занимали хозяева - Краснодарский край. Но здесь у каждого входящего возникало ощущение дежавю. Складывалось впечатление, что гигантское помещение, загроможденное картонными макетами олимпийского города будущего, с прошлого года не изменилось.

- Да вы что! - возмущался новый мэр города Сочи Анатолий Пахомов. - Здесь выставлены реальные, уже реализуемые проекты. У нас с прошлого года только один остался, где горная вершина. Вон у входа для красоты стоит. Горы-то не меняются!

В павильоне Сбербанка премьер собирался задержаться надолго. Ему обещали показать электронного кредитного эксперта.

- Здравствуйте, Владимир Владимирович! Добрый день, Герман Оскарович! - отчеканил электронный, судя по всему женский, голос. - Что вас интересует?

- Деньги, - прямо ответил Путин, глядя на черный экран, где должна была материализоваться виртуальная красотка.

- Сбой, сбой, проектор не сработал, - запаниковали вокруг.

- А, ну тогда мы пойдем к другому стенду, где все работает, - и Путин зашагал в сторону другого стенда.

Так что пока денег нет. Но, глядишь, инвесторы все-таки подтянутся.