Кто начал войну в Осетии? Ответ стоит €1,6 млн

У России еще есть шанс представить Саакашвили злодеем - если, конечно, ЕС решится опубликовать результаты своего расследования

Кто начал войну в Южной Осетии - Грузия или Россия? Ответ на этот вопрос стоит €1,6 млн. Столько Еврокомиссия потратила на расследование причин августовского конфликта. Специальная комиссия проработала девять месяцев и вот-вот представит итоговый доклад.

Его содержание держится в строжайшем секрете - члены комиссии шарахаются от журналистов и не сплетничают в кулуарах. Доклад должны были обнародовать еще два месяца назад, но процесс затянулся. Теперь, как стало известно Newsweek из осведомленных источников, его вообще могут засекретить - и тогда только члены Совета министров ЕС узнают, кто сделал первый выстрел в августе прошлого года.

Пока же и Россия, и Грузия уверяют, что выводы будут в их пользу. России терять в принципе нечего. После августовского конфликта европолитики не раз обвиняли ее в нарушении всех возможных международных норм и называли агрессором. Если комиссия, которую в Европе уже прозвали «миссией правды», все-таки признает Кремль виновным в развязывании войны, отношения между Россией и ЕС не станут много хуже - они и так напряженные. Санкций наверняка не будет, а к критике Кремль давно привык. Другое дело - Грузия. Если ЕС прямо укажет, что виноватТбилиси, это ударит и по имиджу Грузии на Западе, и по авторитету Михаила Саакашвили внутри страны.

Пока в дипломатическом сражении Россия уступает Грузии. 9 сентября Генассамблея ООН приняла грузинский проект резолюции по беженцам из Абхазии и Южной Осетии. В документе говорится, что все беженцы - а это в основном этнические грузины - должны получить возможность вернуться в свои дома. Резолюция исходит из принципа территориальной целостности Грузии - вопреки российскому признанию независимости сепаратистских регионов страны.

В тот же день комитет по мониторингу ПАСЕ одобрил проект резолюции, которая осуждает Россию за невыполнение прежних решений ассамблеи о выводе войск с территории Абхазии и Южной Осетии. Рассматривался еще более жесткий вариант, который предусматривал санкции против России. Но и мягкое решение Москву категорически не устроило. К тому же грузины еще могут внести поправки, в том числе и касающиеся санкций.

Депутат Госдумы и член российской делегации в ПАСЕ Сергей Марков говорит, что если ассамблея пойдет на введение санкций против России, ее делегация в полном составе отправится домой: «Я даже не беру обратных билетов. Возможно, мы уедем [с сессии ПАСЕ] раньше, чем предполагали». Представитель Грузии в ПАСЕ Зураб Чиаберашвили в интервью Newsweek назвал позицию России шантажом.

ИСКОРЕЖИТЬ И КАСТРИРОВАТЬ

Но все резолюции - это мелочи по сравнению с документом, в котором вина за начало конфликта будет официально возложена на одну из сторон. Ожидается, что доклад комиссии ЕС под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини, будет представлен Совету министров ЕС в последние числа месяца. По информации Newsweek, двухмесячная задержка в публикации связана с тем, что в конце июля Грузия и Россия завалили комиссию новыми доказательствами своей правоты и эксперты просто не успели все это обработать.

Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что на самом деле комиссия занималась оттачиванием формулировок, чтобы сделать их менее взрывоопасными. «Европейцы не захотят изолировать Россию и не будут хлопать дверью перед носом у Саакашвили. Вот они и взяли тайм-аут, чтобы найти компромисс», - говорит политолог.

У депутата Маркова другая точка зрения: два месяца понадобились европейцам, чтобы «цензурировать, искорежить или вообще кастрировать правдивый документ». Многим в России с середины лета казалось, что доклад целиком и полностью возложит вину за развязывание войны на Грузию. Один из источников Newsweek в Думе даже утверждал, что имеет на руках части доклада, в которых якобы говорится, что Грузия осуществила агрессию, а Россия оборонялась в рамках международного права.

МАДАМ КУРАЖ


Основания для оптимизма у Москвы появились после заявлений некоторых членов комиссии, которые они делали в качестве независимых экспертов до ее создания. К примеру, эксперт Международного института стратегических исследований полковник Кристофер Лэнгтон еще 13 августа 2008 года написал заметку с заголовком «Мечты Грузии разбиты, и за это ей нужно винить себя саму». «Правительство Михаила Саакашвили решило попробовать отвоевать сепаратистские провинции силой. Это был грубый просчет», - писал эксперт. Действия грузинских властей он назвал «безответственными и необдуманными».

Другой член комиссии, немец Отто Люхтерхандт, в декабре прошлого года писал, что «войну начал президент Грузии Михаил Саакашвили, отдав приказ о вооруженном нападении на Цхинвали и соседние деревни 7 августа 2008 года». Грузия, по его словам, нарушила 2-ю статью Устава ООН в части 4-й о «воздержании в международных отношениях от угрозы силой».

Эти и другие цитаты стали основой для июньской публикации немецкого журнала «Шпигель», репортеры которого утверждали, что своими глазами видели проект доклада. Та статья вызвала в России фурор, но вскоре Тальявини выступила со специальным заявлением, назвав эту заметку полностью вымышленной.

В Грузии позиция экспертов комиссии была давно известна. Еще зимой грузинский МИД просил дать отвод Лэнгтону и Люхтерхандту. «Мы против участия в расследовании тех, кому проплатил \"Газпром\"», - заявил тогда госминистр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. По данным Newsweek, на состав комиссии и содержание доклада протесты из Тбилиси не повлияли. С российской стороны претензий к команде Тальявини вообще не было.



О самой же Тальявини и в России, и в Грузии до сих пор отзывались очень позитивно. В Европе она имеет репутацию профи по конфликтам на Кавказе. В 1990-х Тальявини работала на ОБСЕ в Чечне, позже возглавляла миротворческую миссию ООН в Грузии. Говорит на семи языках, в том числе и на русском. В родной Швейцарии броско одевающуюся и питающую страсть к ярким шарфикам Тальявини прозвали Мадам Кураж.

Все девять месяцев подготовки доклада Россия, Грузия, Абхазия и Южная Осетия активно сотрудничали с ее подчиненными. Эксперты комиссии общались с военными, политиками и дипломатами, опрашивали очевидцев. Они объехали все населенные пункты, на территории которых велись военные действия. Ездили в Киев, Париж и Вашингтон, где, в частности, общались с высокопоставленными чиновниками Госдепа Дэниелом Фридом и Мэтью Брайза, которые курировали Грузию.

Пришлось разбирать и запутанную историю Кавказа. Грузинская сторона настаивала, что в доклад должна быть включена предыстория конфликта с 1991 года. «Грузия с Россией с начала 1990-х находятся в условиях постоянного военного конфликта, и Россия эту войну то переносила в стадию ремиссии, то в горячую фазу», - аргументировал министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, бывший сотрудник советского МИДа. Россия убеждала комиссию, что копать надо глубже - век, эдак, в пятнадцатый, когда появилось первое независимое абхазское княжество или хотя бы век девятнадцатый, когда начались восстания осетин против грузинских феодалов.

Труднее всего членам комиссии было «переварить» собранный материал. По данным Newsweek, речь идет о нескольких тысячах страниц текста, сотнях аудио- и видеозаписей на разных языках. Большая часть поступила из Тбилиси. «Мы направили им огромное количество информации», - рассказывает руководитель аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили. Лоббисты российской версии, по словам депутата Маркова, в основном все рассказывали на словах: «У нас не очень любят документы какие-либо выдавать».

К чему привели эти усилия, пока неизвестно: члены комиссии связаны контрактом, который предписывает им обходить журналистов за километр. Кроме того, как удалось выяснить Newsweek, ни один из них и не узнает, какие выводы будут содержаться в итоговой версии документа. Каждый эксперт пишет лишь часть доклада. Что включить в его финальную версию, а что выкинуть, решит Тальявини лично.

В ДОКЛАДЕ НЕ ОСТАНУТСЯ

По мнению большинства опрошенных Newsweek экспертов, в итоге достанется обеим сторонам. «В докладе будет написано, что начала войну Грузия, - уверен Майкл Эмерсон, эксперт Центра европейских политических исследований в Брюсселе. - Но с оговоркой, что спровоцировала ее на это Россия и ее марионетка Южная Осетия и что Россия была готова к этой войне и ждала повода». «Комиссия докажет, что Саакашвили соврал, - добавляет Штефан Майстер, аналитик Германского совета по внешней политике. - Но при этом раскритикует Россию за непропорциональную реакцию - ее армия вышла далеко за зону конфликта и систематически уничтожала инфраструктурные объекты в Грузии».

Такой расклад невыгоден Тбилиси и выгоден Москве. «Репутация Михаила Саакашвили, президента страны, стремящейся к евроатлантической интеграции, уже изрядно подпортилась за прошедший год. Если его уличат во лжи, доверие Запада он потеряет, - говорит Майстер. - У Москвы, наоборот, есть все шансы подправить свое реноме». И даже если в докладе будет критика в адрес России, то на отношения с ЕС, по мнению эксперта, это не сильно повлияет.

Андре Либих, профессор Института высших международных исследований и развития в Женеве, говорит, что доклад уменьшит шансы Грузии попасть в НАТО, добавляя при этом, что они и без доклада были невелики: «На Западе считают Саакашвили неуправляемым и безбашенным, а у НАТО нет желания втягиваться в неразрешенный конфликт». Либих полагает, что в первую очередь доклад сыграет на руку грузинской оппозиции.

По данным опроса IRI, в ноябре прошлого года 84% грузин ответили, что войну развязала Россия. И только 7% указали на Грузию. «Доклад Тальявини - заключение геополитического масштаба, знак того, какую политику Европа будет проводить по отношению к России и Грузии в ближайшие годы, - говорит Малхаз Гулашвили, глава медиахолдинга Georgian Times. - Но и грузинский народ его ждет. Скоро всем станет ясно, кто начал войну и зачем».

Руководитель грузинского социологического центра Gorbi Мераб Пачулия уверен: если Грузию назовут зачинщиком, ситуация станет взрывоопасной: «Даже умеренная оппозиция будет вынуждена выйти на улицу». В этом случае, по его мнению, президентские и парламентские выборы пройдут до весны. Но Пачулия сомневается, что такое развитие событий устроит Запад. Швейцарский политолог Андре Либих считает, что до этого и не дойдет: «С натиском оппозиции Саакашвили справился, переживет и эту порцию критики». А если содержание доклада станет известно только членам Совета министров ЕС, до грузинской общественности его выводы просто не дойдут.

Представитель Грузии в ПАСЕ Зураб Чиаберашвили вообще считает, что Европе не стоит зацикливаться на самой войне, а следует обратить внимание на действия России в послевоенный период. Тактика смещения акцентов на последствия войны может оказаться для Грузии крайне эффективной. Доклад ЕС - последний шанс для России получить выгодную ей оценку причин конфликта от авторитетного международного органа. Если этот шанс будет упущен, то вина Саакашвили постепенно забудется, а Россия окажется под градом новых резолюций о беженцах, выводе войск и восстановлении территориальной целостности Грузии. Москве, впрочем, не привыкать.