Террористы - чеченские. А угроза из США

На модерации Отложенный

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил свои данные о том, как россияне оценивают современную ситуацию в сфере борьбы с терроризмом, кто, по их мнению, причастен к терактам на Северном Кавказе и в центральной России, и смогут ли власти в дальнейшем защитить население от новых случаев терроризма.

Опрос, проведённый 29-30 августа 2009 года, в ходе которого опрошено было 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, явно был приурочен к пятой годовщине трагедии в Беслане.

Итак, террористическую угрозу для нашей страны россияне, в первую очередь, видят в чеченских террористах, однако за прошедшие годы таких респондентов становится меньше (ныне 38%, в 2006-2007 гг. - 43-47%). Больше стало тех, кто усматривает опасность со стороны радикальных исламских группировок, находящихся за пределами России (31% против 24% в 2007 году).

Этого следовало ожидать, поскольку зачастую действительно трудно понять, где заканчивается терроризм собственно ичкерийского происхождения и начинается международный. Постоянно появляются сообщения о ликвидации или задержании очередного террориста на Северном Кавказе - то гражданина Алжира, то гражданина Азербайджана, временно зарегистрировавшегося в Москве.

Приходилось слышать от пограничников о том, как удалось не допустить появления в России большой группы «туристов» из Шри-Ланки. Молодые, весьма спортивного вида «туристы» сошли с авиалайнера для совершения 18ти дневной поездки по стране, имея ровно по $30 у каждого. И одеты были совершенно одинаково. Были еще кое-какие признаки...

Все чаще фигурирует Лондон, лежбище Закаева и Березовского, в качестве центра финансирования и вербовки террористов.

Значительно возросла доля россиян, по мнению которых, террористическая угроза исходит от США, американских спецслужб (26% против 8% в 2007 году). Это так же легко объяснимо. Невозможно не замечать удивительно четко организованной согласованности действий пропагандистских структур США (речь идет и о якобы «российских» организациях) и пропагандистов «независимой Ичкерии».

Уже много лет назад очень трудно было понять, где заканчивается Мовлади Удугов и начинается радио «Свобода», и чем их вещания на публику друг от друга отличаются. Сложно почувствовать разницу. Если американские и ичкерийские пропагандисты давным-давно нашли общий язык, то почему нельзя допустить, что он найден и в других вопросах?

Ответственность за то, что теракты в России не удалось предотвратить, наши сограждане, как и прежде, возлагают на Федеральной службе безопасности и спецслужбы (44% против 39% в 2004 году). Россияне стали чаще приписывать вину региональным властям (23% против 18% в 2004 году). Напротив, меньше стало тех, кто считает ответственными Правительство (18% против 23%), Министерство внутренних дел (16% против 24%), Президента (8% против 13%). Еще 11% полагают, что за невозможность предотвращения этих терактов должно отвечать Министерство обороны. Реже всего респонденты указывают на население, которое было недостаточно бдительным (6%).

Необходимо отметить, что за прошедшие несколько лет россияне стали давать более высокую оценку деятельности по борьбе с терроризмом, осуществляемую силовыми структурами. Так, доля тех, кто считает успешной работу в этом отношении Министерства внутренних дел, возросла с 19% в 2004 году до 35% в текущем году, Федеральной службы безопасности - с 20% до 33%, Вооруженных сил - с 20% до 36%.

При этом надо понимать, что опрошенные знают о свершившихся терактах, но, как правило, ничего не знают о предотвращенных. Многие ли из них слышали, например, о попытке террористов взорвать в 1999 году крупнейший в стране Астраханский газоконденсатный комплекс, сорванной ценой жизней трех стражей порядка, погибших в перестрелке с бандитами, о неоднократных попытках взорвать полипропиленовый завод в Буденновске? И сколько их было, таких случаев? Но предотвращенный теракт в общественном сознании обычно не фиксируется...