Росздравнадзор на таблетках - прощай, здравый смысл
Регуляторы фармацевтического рынка борются за дешевые лекарства с кем угодно, но только не с теми, кто реально диктует цену
Российские регуляторы изо всех сил борются за цену и качество таблеток. Сегодня, 3 декабря, на заседании правительства будет рассмотрен законопроект Минздравсоцразвития об ограничении цен на лекарства. А накануне Росздравнадзор гордо заявил, что Россия переходит на европейский стандарт контроля качества лекарств, который будет происходить на всех этапах - от производства до потребителя. Об этом сообщила сообщила пресс-служба Росздравнадзора. Видимо, выполняя поручение премьера Владимира Путина, ведомство тоже решило поучаствовать в борьбе за доступные лекарства на прилавках.
- Внедрение в России отраслевых стандартов, гармонизированных с международными требованиями, позволит создать эффективный заслон на пути «серого» импорта, будет способствовать совершенствованию способов борьбы с недоброкачественной и фальсифицированной продукцией, а также обеспечению россиян качественными, безопасными и доступными лекарственными средствами, - цитирует пресс-служба руководителя Росздравнадзора Николая Юргеля.
Если говорить популярно, Росздравнадзор разработал систему госконтроля качества лекарств, которая предполагает «смещение акцента» с контроля готового продукта на контроль за условиями производства лекарственных препаратов.
- В семи федеральных округах России создаются лабораторные комплексы с высоким техническим потенциалом по международным требованиям, внедряются неразрушающие экспресс-методы исследования, которые при значительном снижении затрат на проведение госконтроля, обеспечат увеличение числа контролируемых серий лекарственных средств до 10% от находящихся в обращении, - говорится в сообщении ведомства.
И это все, а как же остальные 90% оборота? А вот как: сначала эти «испытательные лаборатории» Росздравнадзора, которые работают исключительно по европейской методике контроля качества, будут присоеденены к сети официальных лабораторий. Кроме того, Росздравнадзор подготовил и издал «Руководство по надлежащей практике производства лекарственных средств для человека (GMP)», которое является переводом на русский язык аналогичных документов Евросоюза. А потом новое «руководство» из методического пособия будет переведено в статус нормативного документа - добровольное следование правилам GMP станет обязательным требованием. И все российские производители лекарств будут вынуждены работать только через лаборатории Росздравнадзора, а остальные могут сушить весла. Вот такой передел лабораторного рынка получается.
Российские же граждане как покупали лекарства в аптеках по завышенным в десятки раз ценам, так и будут покупать. Потому что препаратов, производимых у нас в стране, на прилавках чуть более 10%. А цена иностранных лекарств в аптеках, по словам специалистов, превышает их стоимость на таможне иногда на 1700%. Почему? На этот вопрос нам ответил зампред комитета здравоохранения Госдумы, доктор медицинских наук Сергей Колесников:
- Для розничной цены лекарств предельные надбавки существуют и сейчас, они устанавливаются каждым российским регионом.
А федеральное законодательство регулирует отпускную цену производителей. Проблема в том, что цена лекарств растет между этими двумя ограничениями. Например, оптовые надбавки назначаются в 25% или 40% - в зависимости от удаленности от центра. Но так как оптовиков несколько, если каждый из них накрутит на товар даже по 25%, цена лекарств на прилавках вырастет на 100% и больше - в зависимости от количества посредников. Сейчас у нас примерно 3 тыс. оптовых фирм, а в цивилизованных государствах этим занимаются, как правило, всего 5-10 фирм. Вот такая математика получается...
Какой выход из ситуации? Очень простой: нужно контролировать не производителей, и не продавцов, а именно посредников, которые занимаются оптовой торговлей медицинскими препаратами.
- Если бы у нас был законодательно ограничен предельный размер оптовой наценки, независимо от количества посредников, то проблема была бы сразу решена,- пояснил предприниматель Андрей Скориков. - Например, если на стоимость товара на таможне нельзя до прилавка накрутить больше 50%, то никому не выгодны станут цепочки из пяти - десяти оптовиков, которые зарабатывают на одном и том же товаре, просто передавая его друг другу. Причем, сам товар может в это время преспокойно лежать на таможенном складе. Фактически, посредники продают друг другу документы на него, и каждый зарабатывает на этом. Но если размер общей прибыли ограничат определенным процентом, то никто не захочет делиться, товар быстрее дойдет до прилавка, и будет стоить, естественно, намного дешевле. А число фирм - посредников в стране сократится в тысячу раз.
Думаете, регуляторы фармацевтического рынка страны не могут найти эту простую истину, которую так легко удалось вычислить нам? Могут, конечно, но не хотят. Почему? Ответ напрашивается сам собой: можно предположить, что эти тысячи фирм-посредников на фармрынке страны принадлежат самим чиновникам, и им просто не выгодно регулировать оптовую наценку, тем самым обрубая свой бизнес. А все эти шумные компании с проверками Генпрокуратуры в аптеках и законопроектами, ограничивающими цену «жизненноважных» лекарств - просто прикрытие. Для того, чтобы создать видимость деятельности по исполнению указаний премьера.
Сегодня правительство рассмотрит законопроект об обороте лекарственных средств и, скорее всего, утвердит его, а депутаты примут - куда денутся. Как пояснила министр здравоохранения Татьяна Голикова, законопроект предусматривает обязательную регистрацию цен на препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В перечень входят около 500 лекарственных препаратов, и ни один из них не будет продаваться на прилавках без государственной регистрации цены. Вот только с учетом какой наценки будут зарегистрированы эти цены - пяти посредников ли десяти? Это вопрос...
Комментарии