Еще раз о ЕГЭ: три волны и пена

Пресловутые "три волны" зачисления по результатам ЕГЭ прошли, и, хотя кое-где намечается еще и "четвертая волна", бушевавшие страсти начинают обретать формы конкретных цифр и реальных имен. Это значит - можно попытаться перейти от междометий и разговоров в стиле "Шеф, все пропало!" и "Сам дурак!" к подобию внятного изложения мыслей.

Момент первый: Медийная пена

Где волны - там пена. Критика ЕГЭ и связанных с ним реалий стала общим местом. Ругать ЕГЭ среди журналистов и "общественности" прилично, спокойно и необременительно. Набор штампов определен, коллективное мнение выработано и отточено, аргументы и примеры выверены и известны всем, как цитаты из анекдотов: "стандартизация мозгов", "развал лучшей системы образования", "все это профанация", "Где деньги, Зин?". Данное единодушие означает, что либо случилось чудо, и наше общество, наконец, нашло национальную идею и сплотилось вокруг нее, либо сильно напоминает классический "осуждамс", столь страстно ругаемый теми же СМИ последние 20 лет. В чудеса, почему-то, верится не очень...

При этом уровень осведомленности о ЕГЭ среди тех же журналистов и даже родителей - потрясает воображение. Большинство СМИ, штампуя одинаковые заметки об "ужасном ЕГЭ", похоже, даже не догадываются, что сам экзамен, например, состоит не только из пресловутых тестов, где те самые "крестики" ставят в "квадратики", но и части с открытым ответом, и даже - части, где, как в ЕГЭ по русскому языку, требуется написать, по сути, сочинение. Попробуйте найти об этом информацию в СМИ - таких публикаций окажется на порядок меньше, чем рассказов о "заштампованности мозгов". В июне этого года меня в буквальном смысле потряс разговор с родительницей выпускника, которая на полном серьезе и с причитаниями рассказывала мне о том, что ее мальчик сдавал ЕГЭ по математике, который оценивается из 12 максимальных баллов. Мои робкие попытки сообщить, что максимум вообще-то 100 вызвали бурю негодования - почему я ей раньше не сказала об этом! Информировать же общество о нововведениях - и есть, в том числе, задача СМИ. Разъяснять, доносить, способствовать уменьшению ажиотажа. А не наоборот - раздувать панику и пережаривать и так уже "хрустящие" факты, что мы видим в случае с единым госэкзаменом.

Безусловно, перепечатывать материалы, не вникая в суть - проще и быстрее, негатив идет легче и не требует доказательств, а главное - переть против сложившегося общественного мнения - опасно и очень утомительно. И появляются в нашем медийном поле "волны", похожие на прокатившуюся совсем недавно. 20 августа участники первого Всероссийского педагогического форума приняли резолюцию, которую направили президенту, копии - в правительство, Министерство образования и науки и во все крупные СМИ России. Издания запестрели заголовками: Российские учителя заявили о провале ЕГЭ, Российские учителя считают, что эксперимент с ЕГЭ провалился, Российские учителя взбунтовались против ЕГЭ, Российские педагоги предлагают отказаться от ЕГЭ и т.д. и т.п. Не будем касаться представительности данного форума, однако отметим, что в самой резолюции сказано дословно: "Пересмотреть положения Закона РФ, вводящего в действие Единый Государственный Экзамен, и связанных с ним регламентных документов, с целью внесения следующих изменений в процедуру ЕГЭ: отказаться от действующей модели ЕГЭ и ввести двухступенчатую систему итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при которой первая часть экзамена является итоговой для получения аттестата, а вторая - вступительным экзаменом в ВУЗ или среднее профессиональное учебное заведение". Далее следует ряд технических предложений, о которых, кстати, говорят и министерство, и ректоры, и разработчики ЕГЭ. Кто из перепечатавших новость взял себе за труд хотя бы прочитать текст "скандальной" резолюции? Где здесь говорится о бунте, провале или отказе? Но - волна несет, пена шумит, читатель читает, а время поджимает. Впору говорить о всеобщей заштампованности и стандартизации журналистского сообщества. И ЕГЭ здесь, как очевидно, совершенно не причем.

Тема ЕГЭ - благодатная тема. Она касается, практически, каждого: кто-то учится, кто-то учит, у кого-то - дети поступали, поступают или будут поступать. И даже те, кто не причастен ни к детям, ни к образованию - может порассуждать из любви к искусству, как о футболе или медицине, в которых, как известно, разбираются все. Кроме того - здесь весьма соблазнительный для СМИ коктейль - коррупция, чиновники, подлоги, национальные окраины, богатые и бедные, дети, споры, кто умнее, и даже - с недавних пор - намеки на суициды. Количество связанных с ЕГЭ и поступлением публикаций этим летом возросло в полтора раза. Проверка данных по одной и той же базе СМИ, не включая блогосферу, дала за прошлый год с 1 июня по 27 августа 7 200 публикаций, а за этот - 10 530. Большая часть - негатив, зачастую - не очень предметный. Огромное количество рассказов "очевидцев" и "свидетелей" о поддельных сертификатах, подкупленных комиссиях, толпах инвалидов, тайных списках и фантомных льготниках. Только в последние дни, в связи с целым рядом мероприятий с участием знаковых фигур министерства и ректорского сообщества, появились материалы с не столь однозначной трактовкой ситуации. Позитивные для ЕГЭ цитаты из выступлений ректора ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, ректора "Бауманки" Игоря Федорова или ректора СПбГУ Николая Кропачева переврать трудно, однако, стоит отметить, что заголовки к этим выступлениям часто из той же - негативной "пенной обоймы": "Вузы захлебнулись в трех волнах" (Известия, 25.08.09) "ЕГЭ на пятёрку?" (Strf.ru, 26.08.09).

Момент второй: Учите матчасть

Главное нарекание, которое можно вычленить даже из всеобщего пенного шума, очевидно - неразбериха и ажиотаж. Не забывая еще раз поблагодарить СМИ, внесших существенную лепту в организацию всего произошедшего, отметим: интересно, а чего ожидали, в частности, приемные комиссии вузов? В этом году среднюю школу закончили около 930 тысяч выпускников. К ним добавилось некоторое количество выпускников прошлых лет. Все они (кроме тех 30 тысяч, которые не сдали обязательный ЕГЭ) получили право посылать свои документы в любое количество вузов. Как бы низко не упал уровень образования при ЕГЭ - элементарные подсчеты все-таки можно было сделать? Вузы же поначалу гордо заявляли о невообразимо высоких конкурсах типа нескольких сотен человек на место, потом стонали о невообразимо огромном потоке документов, которые приходится обрабатывать, а затем, когда вся эта потенциальная толпа стала расползаться по тем местам, где "глубже", запаниковали и стали говорить о срыве приема. И только сейчас появились рассуждения о том, что надо было вести работу по профориентации, что надо было в 5-6 раз численно увеличить состав приемных комиссий, что надо было по-другому организовать их работу, что, в конце концов, надо было просто этих самых членов приемных комиссий установочные документы обязать хотя бы прочитать, чтобы люди понимали, что к чему.

Вузы, привыкшие работать в условиях, когда абитуриенты пытаются пробиться в один, максимум - в два учебных заведения, и абитуриенты, внезапно получившие практически неограниченные возможности пробиваться в эти самые вузы - вот вам и ажиотаж, неразбериха и все прочие прелести. Это же как толпа детей, знающих только один сорт мороженого, которая попала в огромный магазин, где его - сотни видов. Какое купить, а вкусно ли будет, а хватит ли денег, а может лучше - не то, а это..., "тетенька, отдайте деньги обратно..." И все это - в первый раз, в огромной стране, при всегдашней российской организационной безалаберности. И все это - при массовом незнании правил проведения этой самой вступительной сессии. Положа руку на сердце, как вам кажется, какой процент поступающих-принимающих хотя бы по диагонали прочитали положение о новых правилах приема в вузы? Странно, что вообще приемная кампания в этом году смогла состояться - скорее, именно этот простой факт можно считать ее главным итогом.

Вузовское сообщество жалуется на то, что абитуриенты, "веерно" рассылающие свои документы, утопили в "пене" тех ребят, кто поступал на конкретные специальности и в конкретный вуз. С учетом трех волн зачисления и непредсказуемости выбора, многие из абитуриентов перестраховались и ушли в другие места. То есть вузы недобрали "своих", мотивированных студентов. А есть такие - даже столичные, даже "забронзовевшие" - которые недобрали вообще никаких. И это, похоже, особенно пугает "менеджеров образования" таких вузов. Хотя, если опять же обратиться не к эмоциям, а к цифрам, то получается, что на момент окончания третьей волны приема только 85 из 345 вузов, подведомственных Рособразованию, недобрали около трех тысяч студентов-бюджетников. По заявлению того же Рособразования, в этом году на бюджет планировалось принять 524 тысячи 410 человек, в том числе 374 тысячи 194 студентов-очников. То есть, реальный недобор составил менее процента. Это, безусловно, провал, особенно если учесть, что те почти миллион выпускников, которые штурмовали заведения высшего образования в этом году, никуда не делись, и за оставшиеся до 1 сентября дни наверняка дозаполнят пустующие места.

Однако, панические нотки в ректорских голоса показательны - вузы, даже считавшиеся "монстрами" на поприще высшего образования, впервые оказались в ситуации, когда не только они выбирают будущего студента, но и студент выбирает их. И вполне может, устав или разочаровавшись - не выбрать.

Отметим, кстати, что здесь опять же выиграли те, кто "матчасть выучил" и применил ее, заблаговременно подумав головой. Ректор "Бауманки" Игорь Федоров, говорит: "Мы полностью закрыли прием на все 3300 бюджетных мест очного отделения и еще взяли 269 "контрактников". Оказывается, все просто: помимо наличия бренда и непререкаемого авторитета МГТУ им Баумана, здесь всерьез занимаются олимпиадным движением и держат связь со школами. Треть зачисленных ребят - олимпиадники, целенаправленно выявляемые вузом на протяжении многих лет. Между прочим - во втором туре "бауманской олимпиады", которую проводит приемная комиссия, в общей сложности приняли участие 911 человек из пятидесяти субъектов РФ. А вообще олимпиада "Шаг в будущее" охватила 129 тысяч школьников из 70 субъектов Российской Федерации. При этом организаторы олимпиады отмечают, что подготовка ребят из регионов намного лучше, чем у москвичей.

Есть еще несколько моментов, относящихся к "матчасти". Так, например, вузы могли установить свой минимальный уровень для предметных ЕГЭ, что отсекло бы значительную часть и льготников, и просто "веерных" рассылок, на порядок уменьшив пресловутый бумажный вал. Этого не сделал, практически, никто. Такая позиция вузов, в принципе, понятна - кто-то решил, что слабые не решатся, кто-то просто не подумал, а большинство, наверняка, решило посмотреть, что будет - порядок приема новый, и разом определиться с минимальной отсечкой сложно - можно "пролететь". Скорее всего - в следующем году и веерных рассылок документов, и бумажного вала в приемных комиссиях, и общей неразберихи станет гораздо меньше - хотя бы потому, что "матчасть", если и не выучат, то запомнят по факту. И поступающие, и принимающие. "Думаю, многие наученные горьким опытом вузы в следующем году установят минимальный балл ЕГЭ хотя бы по профильному предмету - и этот минимальный балл будет достаточно высоким", - говорит заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филфака МГУ доцент Анна Архангельская.

Момент третий: "А вы на шкаф залезьте!"

Образование почему-то считается одной из самых коррумпированных сфер. И одной из целей ЕГЭ была как раз борьба с огромными суммами взяток при поступлении в вузы. Преподаватели и руководители вузов говорят о резком уменьшении коррупции при поступлении. "Главный и, на мой взгляд, стратегический выигрыш высшей школы - новая система оценки знаний ЕГЭ позволит снизить коррупцию в вузах при поступлении и ликвидировать так называемые списки ректоров и списки деканов," - заявляет ректор СПбГУ Николай Кропачев. Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ рассказывает, что он "впервые в эту вступительную кампанию не поменял номер телефона, не прятался", а глава ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов приводит данные, что объем невыплаченных взяток при поступлении в вузы в этом году составил 10 млрд руб., добавляя однако, что объем взяток, которые теперь платятся при сдаче ЕГЭ - "сотни миллионов рублей". Сейчас все активнее говорят о том, что коррупция переместилась из вузов в школы и пункты проведения ЕГЭ, в поликлиники и прочие "низовые места". Называются конкретные цифры за липовые справки об инвалидности и сдачу экзамена "за того парня" - народ у нас творческий, всегда придумает, как обойти преграду и куда "маслица" подмазать. Вот только - при чем здесь сама система ЕГЭ? То, что надо "ужесточать контроль" и "привлекать к наблюдению" твердят на всех уровнях, но опять возникает сакраментальное: "Кто будет смотреть за смотрящим?" По определению невозможно создать систему, свободную от коррупции, если большинство участников этой системы не просто считают взятку нормальной, но полагают, что это - единственный способ работы системы. Коррупция - вопрос не системы образования и не системы ЕГЭ - это вопрос менталитета общества. До тех пор, пока для большинства людей качество образования не станет важнее корочки об этом самом образовании - сетовать на коррупцию просто лицемерно. Не хотите, чтобы взятки были - не давайте! Потратьте лучше эти деньги на дополнительные занятия. А то сейчас ситуация сильно напоминает известный анекдот, герой которого жаловался, что из окна видна женская баня и это его сильно нервирует. "Так не видно же ничего из окон!" - "А вы на шкаф залезьте!"

Кстати, леденящие кровь рассказы о том, что "дети гор" с купленными стобалльными ЕГЭ оккупируют все московские вузы, тоже неплохо проверить статистикой. В общей сложности, выпускников 11 классов в Чечне этом году - 9 тысяч 100 учащихся, 100 балльных ЕГЭ нет. В Дагестане выпускников 28 тысяч 984, "стобалльников" по всем предметам - 19, отметку 80 баллов превысили 571 всех полученных оценок, около 60% от общего количества оценок - баллы от 41 до 60. В Ингушетии из 3496 человек, сдававших ЕГЭ - 100 баллов набрали 16 школьников. А по всей России "стобалльных" результатов - 2244. Напомню, в одной только "Бауманке" в этом году приняли на первый курс 3300 человек. Всех студентов с результатами близкими к абсолюту, проверит Роснобрнадзор, а инвалидов попросят пройти диспансеризацию.

В этом году, кстати, сильный удар получил еще один миф - о заведомо более высоком уровне образования московских школьников. Удар болезненный, но объективный. Вузы, серьезно занимающиеся приемом и работой с регионами, знают, что абитуриенты из провинции, как правило, подготовлены и мотивированы лучше - те, кто рискует поступать в столичный вуз, готовятся целенаправленно и серьезно. А уровень подготовки зависит не от "доступа к телу" в виде курсов и репетиторов, а от хороших преподавателей в школах, коих в провинции немало.

Итог нынешней приемной кампании, однозначно отмечаемый всеми - в полтора-два раза увеличилось число иногородних студентов. Самый серьезный всплеск - в вузах Москвы и Петербурга, но и в региональных учебных заведениях констатируют заметное увеличение иногородних. И не только мифических "стобалльников" с Кавказа, а обычных ребят из глубинки, получивших возможность использовать тот самый знаменитый "социальный лифт". Это, кстати - тоже декларировалось как цель ЕГЭ. Конечно, поступить в вуз и учиться в нем - вещи разные. И те проблемы, о которых сейчас стали говорить в связи с иногородним бумом, объективные - недостаток общежитий, дороговизна столичной жизни и т.д. Но... Ломоносов ведь тоже пришел в столицу пешком, а провинция во все века спасала Россию. Поэтому говорить надо не о том, что "Понаехали тут!", а о том, что надо строить общаги и помогать талантам из провинции учиться в столице. А вопли, что московские школьники с низкими баллами из-за "понаехавших" вынуждены будут - о, ужас! - поучиться в провинции, если хотят попасть на бюджетное отделение, меня, как "понаехавшую", не приводят в такой уж ужас. Полезно будет - для расширения кругозора и общего понимания жизни.

Итог: Когда пена схлынет


И получится сухой остаток. Что в нем?

Первое и самое важное - приемная кампания, о срыве которой говорило большинство, - все-таки состоялась.

Второе - цели ЕГЭ, определяемые как уменьшение коррупции в вузах, расширение возможностей для региональной молодежи и нивелирование разрыва между школой и вузом - в существенной части достигнуты.

Третье - нынешнее лето выявило огромное количество проблем и недочетов, как в самой методике проведения экзамена, так и в его информационном сопровождении. Однако - это проблемы, которые можно и нужно решать, чем, собственно и занялась президентская комиссия, ректорское сообщество и вся "прогрессивная общественность". Можно даже поучаствовать - например, создавая общественные группы наблюдения при проведении ЕГЭ, чтоб потом не сетовать в блогах на подлоги.

Реальные результаты приема по новой системе можно будет оценивать, конечно, спустя время - уже сейчас ректоры говорят о том, что первая сессия будет одновременно и вступительной - проверку пройдут и льготники, и "стобалльники", и все прочие. Ожидается, что освободиться немало бюджетных мест, на которые смогут претендовать платники, которых в этом году набрали больше обычного. Так что и здесь - при разумном подходе - пена схлынет и все уравновесится.

Толпы мечущихся родителей, которым перекрыли привычные схемы "решения вопроса", стада репетиторов, "гарантирующих" зачисление и оставшиеся без отработанных каналов, вузовские чиновники, недополучившие взятки, ошалевшие от свободы выбора абитуриенты, вузы в непривычном для себя статусе просящих - ЕГЭ действительно сильно встряхнул систему образования. Наивно надеяться, что эта встряска все сразу наладит, тем более, что вопросов и проблем у ЕГЭ действительно много. Однако - пена уйдет, обнажая реальные рифы и воронки, и тем, кто идет следом - абитуре-2010 - будет гораздо легче, чем сегодняшним уже, в основном, студентам-первокурсникам.


ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?