ОАО «Дровапром»

Правительственный план перехода в три этапа от нефтегазовой экономики к инновационной

Министерство энергетики собирается до конца года расписать все будущее производителей и потребителей энергии на много лет вперед. Только на прошлой неделе была опубликован окончательный вариант «Энергетической стратегии России до 2030 г.», а Минэнерго уже готово внести в правительство новый документ, работа над которым заканчивается, – государственную программу повышения эффективности до 2020 г.

Минэнерго не стало, как это бывает с отраслевыми министерствами, раздувать вверенную ему область. Наоборот – оно предлагает ее уменьшить. Главный рецепт – избавление от пагубного пристрастия экономики к сырьевым ресурсам. Из топливно-энергетического сектора, основная функция которого сейчас – бесперебойное пополнение федеральной казны, министерство за 20 лет предлагает сделать локомотив для развития связанных с ним отраcлей, например машиностроения, металлургии, транспорта и строительства. Эту идею, закрепленную в энергетической стратегии до 2030 г., своим распоряжением уже одобрил премьер Владимир Путин.

Основная задача – максимально сократить долю энергосектора в экономике. К 2030 г. вклад нефти, газа и угля в российский экспорт должен сократиться почти в два раза, а его доля в ВВП – втрое. Малоэнергоемкие отрасли (то же машиностроение), наоборот, будут увеличивать свой вес в экономике – за 20 лет их доля в ВВП должна вырасти с нынешних 33% до 50 – 53%.

Ставку предлагается сделать на опережающий рыночный спрос на готовую продукцию, а создать его должны, прежде всего, сами нефтяники и газовики, которым для модернизации производств и освоения новых месторождений понадобятся оборудование и техника.

Еще один тормоз диверсификации российской экономики, по мнению чиновников, – использование в качестве топлива природного газа.

С этой проблемой справиться будет сложнее – к 2030 г. доля газа в общем потреблении всех видов энергоресурсов должна сократиться с 53% лишь до 46 – 47%. Отвыкать от газа чиновники предлагают за счет альтернативных нетопливных источников, не только инновационных, но и самых традиционных – например, торфа и обыкновенных дров.

Отказываться от злоупотребления сырьевыми ресурсами предлагается в три этапа. Ключевым, по мнению авторов, должен стать второй – если провалить его, про инновационную экономику можно будет забыть навсегда.

Впрочем, необходимости в масштабных инвестициях в ТЭК неудачная попытка модернизации все равно не отменит: начальные запасы нефти России уже выработаны более чем на 50%, а крупные осваиваемые месторождения – почти на 60%, а значит, нужны деньги и налоговые льготы на разведку новых.

Вторая часть плана – повышение энергоэффективности, которой должны быть озабочены все потребители, начиная с жилищно-коммунального хозяйства и заканчивая переработчиками нефтепродуктов. Вслед за образованием, здравоохранением, сельским хозяйством и жильем, энергоэффективность должна будет получить статус приоритетного национального проекта под названием "Энергоэффективная Россия". От других нацпроектов, которые финансируются, в основном, за счет бюджетных средств, госпрограмму энергоэффективности отличает масштаб запланированных частных инвестиций: за 10 лет они должны составить более 8,5 трлн руб.

Впрочем, планы российских чиновников далеко не всегда совпадают с действительностью. Cравнимую по масштабам инвестиций программу «Модернизация транспортной системы на 2010 – 2015 гг.», уже пришлось порезать из-за кризиса.