Есть ли будущее у России?

На модерации Отложенный

Сталину удалось воссоединить разорванное общество. А что можно сделать сегодня?

В РФ фактически нет общества. Оно давно разбито на подчас смертельно враждебные друг другу группировки. Лоскутное одеяло – и только. 

Чтобы двигаться вперед и развивать страну, необходимо воссоздать общество. С такой задачей удалось справиться Сталину, сумевшему буквально сшить разодранный «хиросимой 1917-го» социум. Но что делать сегодня? 

СТАЛИНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ

В начале 1930-х русский социум представлял из себя нечто расколотое на разные «поднароды». Красные и белые (на уровне сознания), люди социалистического сознания разных толков, крестьянство, оппонирующее городу, идеям коллективизации и индустриализации, верующие и атеисты, образованные и неграмотные, националисты и интернационалисты – линий разломов в обществе хватало. 

Однако власть предприняла титанические усилия для пересборки социума и достижения максимальной степени его сплоченности. 

Что было сделано тогда?

Первое. Была поставлена Общая цель – строительство передового общества, «рая на земле», самого справедливого в мире строя.

Второе. На основании этого было создано Общее дело. 

Третье. Был сформирован образ врага, сплачивающего нацию: агрессивных самураев, польских панов, Антанты, а затем и Германии. 

Четвертое. Власть создала каноническую версию истории, где СССР выступил продолжателем всего самого хорошего и здорового, что было в царской России. Прекращена уничтожительная критика всего дореволюционного. 

Пятое. Сталин смог задействовать здоровый национализм – с помощью и новой версии истории, и кампании по борьбе с космополитизмом (демонстрация приоритета русских изобретателей и мыслителей). Здесь же – и налаживание отношений с религией. 

Шестое. Сталинское время – время бурного создания «общего языка» общества, системы понятных всем с полунамека образов, общих ассоциаций.

К этому мы отнесем как создание Пантеона реальных героев (челюскинцы, герои покорения стратосферы и ее мученики, сталинские соколы-герои СССР, стахановцы, герои войны, гении-ученые, титаны новой промышленности, исторические персонажи вроде Нахимова, Ушакова и Суворова), так и сонма вымышленных героев-примеров для подражания (кино, литература, живопись). Задавались общие модели поведения, общие моральные и культурные «лекала». 

Даже создание учебника для уроков чтения в 1-3 классах средней школы стало государственным делом: здесь был набран корпус «священных текстов», позволявших людям из разных концов страны понимать друг друга с полуслова – ибо в сознании порождались общие образы. Эта работа продолжалась и после Сталина. 

(Пример работы таких текстов и образов: выражение «За держву обидно» - сразу же вызывало в мозгу образ честного и смелого таможенника Верещагина из «Белого солнца пустыни». «Вор должен сидеть в тюрьме!» - образ следователя Жеглова. Одни и те эе слова вызывали в памяти Чапаева, Александра Невского, Александра Матросова, Тимура и его команды и т.д.)

Сюда же отнесем и мощную школу советской мультипликации, заменявшую собой Уолта Диснея. Мультфильмы (анимация) стала сильнейшим оружием культурного сплочения. Начало этому процессу положено с конца 1940-х годов – он прервался только в 1991-м. СССР стал пионером фильмов, где живой актер совмещается с мультипликационными персонажами – «Новый Гулливер», 1932 год. Продолжение сей линии – такие детские мультипликационно-журнальные персонажи-«футурамы», как робот Самоделкин, как изобретатели Шпунтик и Винтик, как Мурзилка 1950-х (чубатый репортер), как Знайка, как Любознайкин и Бип-Бип. 

Седьмое (отметим сей пункт особо) – был порожден яркий и привлекательный образ будущего: желательного и достижимого. 

Здесь – создание ВДНХ (сияющий град на холме) и производство захватывающих дух фильмов («Космический рейс», мультфильм «Путешествие на Луну», лента «Если завтра – война», «Кубанские казаки»). При производстве фильма «Генеральная линия», пропагандирующей коллективизацию и механизацию села, были использованы футуристические конструкции коровников, созданные учеником Ле Корбюзье.

Здесь же – создание футуристическо-технократического журнала «Техника-молодежи», воспитавшего миллионы приверженцев ускоренного и опережающего развития. Здесь же – и создание советской фантастики, книжной и кинематографической. Начиная с «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина».

Так был «сшит» расколотый в начале ХХ века социум. 

Но есть один важный нюанс: вся эта работа с общественным сознанием подкреплялась реальными успехами страны в социально-экономическом строительстве, в развитии. В противном случае все это встречалось бы со смехом и издевательством. 

ЧТО ДЕЛАТЬ В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ?

Повторить советский опыт «один к одному» мы не в силах. Слишком разные условия. Да и вся практика РФ пока не дает ни реальных успехов в развитии страны, ни реальных героев. Нет ни Общей цели, ни Общего дела. Голливуд господствует, отечественный кинематограф носит в основном халтурно-постмодернистский (стебный) характер, производя в общей массе ленты-однодневки. 

Самая же большая загвоздка состоит в том, что у власти в РФ стоит гламурно-уголовная, расслабленная, сверхпотребительская «элита». Это блесятще показали в своих работах такие авторы, как С.Белковский и С.Кургинян. Если советские верхи 1930-х действительно хотели строить мощную технократическую, развитую страну, то эти хотят лишь потреблять, кучкуясь вокруг «сырьевой трубы». А без реальных свершений, без настоящих успехов в развитии страны выйдет голый «пиар», причем примитивный и смешной. Создание убогой видимости, когда, по меткому выражению ныне покойного философа Александра Зиновьева, падение в пропасть выдается за взлет к невиданным высотам. 

Да и «пиар» получается ярким, только если опирается на реальные победы и достижения страны. Чтобы гражданин, узнавая о том, как экипаж Чкалова, первым в мире перелетев в США через полюс, представлял себе завтрашние звездолеты. Картины лагеря Папанина на льдине вызывали ассоциации с будущими русскими станциями на Луне и Марсе. Кадры ползущего по ночному светилу «Лунохода-1» как бы говорили: завтра русские планетоходы покатятся и по марсианским равнинам. А сейчас что мы видим? Бесконечное повторение старых советских достижений: то ныряние на полюсе в советских батискафах 1986 года постройки, то высадки на тот же полюс с парашютом, как в 1984-м. Реально новой техники нет, страна пока лишь откатывается назад в научно-промышленном и технологическом плане.

Самое же обидное заключается в том, что меняться правящая «элита» не желает, продолжая топить РФ в болоте сырьевой отсталости. Полностью согласен с Сергеем Кургиняном: она уже готовится к демонтажу Российской Федерации. Никакой «персброки» социума здесь ожидать не приходится. Наоборот, мы наблюдаем натиск неогорбачевщины и пораженских настроений в верхах. 

ЛУЧ ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДЫ

Что же делать? Рискуя показаться утопистом и мечтателем, скажу: надежда – только на людей в регионах. На практиков-производствеников и местные власти. Они-то видят, куда ведет «антикризисная политика» нынешнего Кремля. 

Если такие люди смогут сделать что-то похожее на то, что сделали Минин и Пожарский в 1612 году, то страна сможет выжить. Необходимо уже сейчас создавать непартийную, неполитическую структуру, объединяющую регионалов – руководителей отраслей и территорий. Такое Народное ополчение-2 должно уже сейчас выдвинуть схемы альтернативного экономического курса, новой платежной системы, реформы банковского сектора и т.д. Так, чтобы в горький час, когда РФ окажется на грани хаоса и развала, либо предложить это Кремлю, либо (коль он окажется безнадежен) самим стать центром новой государственности. Спасителем от анархии и дезинтеграции. 

Если такое произойдет, то, спасши страну от второго 1991 года, такая власть сможет и заново «сшить» разорванное общество. За новыми образами и социальными технологиями дело не станет. Вы даже представить не можете, что на сей счет придумали русские творцы и мечтатели, создатели «образов будущего». 

Первичным же остается крайне актуальное дело: спасение страны. От новой горбачевщины. 


ОПРОС: Нужен ли современной России Сталин?