Через год мы будем жить как до кризиса
Подлинным развлечением для ехидного ума является просмотр в Интернете прогнозов экономистов и политиков, которые делались до начала кризиса, потом во время \"падения на дно кризиса\", и делаются теперь, в начале выхода из кризиса. Попадание \"пальцем в небо\" было уделом почти всех писавших и прогнозировавших.
Так Егор Гайдар породил очередной труд и сдал его в печать в апреле 2008 года. Там много хороших слов о свободе рынка и политическом либерализме, даются прогнозы на будущее, в которых не хватает лишь одной \"мелочи\" - мирового кризиса, который разразился менее чем через полгода. А ведь к тому времени уже два года \"тлел запал\" американской ипотечной системы, которая медленно вползала во все более углубленный отраслевой кризис, уже начиналось падение индексов на многих фондовых биржах, и безумно взметнулся и раздулся пузырь нефтяных фьючерсов.
Ну ладно, простые обыватели не помышляли тогда о кризисе, радовались \"золотому дождю\" из нефтедолларов и газорублей, но вы то, Егор Тимурович, как же не увидели грядущий кризис, не предупредили?
Да что там Гайдар из окна в своем тихом институте, не увидел ничего и всеведущий Алексей Кудрин. А какие он прогнозы давал по ходу кризиса! Поднять материалы его выступлений по месяцам с октября по июль, почитать, мало не покажется. Вот вам и \"лучший министр финансов\" всея галактики! Да что там Кудрин. Бен Бернанке, Алан Гринспен, Джордж Сорос и Уоррен Баффет \"обмишулились\" в США вместе с целой толпой нобелевских лауреатов. Не будем обижать Кудрина и Гайдара; вся мировая экономическая наука разом \"села в лужу\" с этим кризисом. Недавно Гайдар в своем выступлении признал, что мы чего-то, точнее, почти ничего не понимаем в природе возникновения и характере течения этого кризиса, но закончил, как положено, призывом Руси к либерализму. В огороде бузина, в Киеве дядька!
Действительно, довольно занятно с этим кризисом получается. Его начало само по себе удивительно. Ведь ипотечная проблема остро встала в США уже в 2006 году, все газеты писали о ней. \"Пожар бумажной ипотеки США\", казалось, вот-вот готов был перекинуться на фондовые площадки, ударить по банковской системе, по торговле и реальному сектору. Но ничего такого не происходило, \"сырые дрова не занимались\". Индексы росли, реальный сектор США не отставал, рос мировой спрос на нефть и товары ширпотреба, Китай и Россия копили богатство, вкладывая их в долларовые инструменты к вящему удовольствию Федерального резерва США.
Республиканские власти США довольно вяло \"тушили пожар\" ипотеки, надеялись, что рынок сам решит свои проблемы. И даже тогда, когда заколебались фондовые площадки весной 2008 года, пошли вниз основные индексы, это никого особенно не насторожило - экономика ведущих стран чувствовала себя неплохо.
Да и кризисные процессы шли как-то вяло, медленно, а экономисты и политики привыкли в начале кризисов к стремительным обвалам. Невероятные цены на нефть также не пугали \"экономических гуру\", они с интересом исследовали это явление и строили догадки о ценах 2020 года. В общем, в мировой кризис мировая экономика до сентября 2009 года не падала стремительно, а как бы медленно вползала в него вслед за вялотекущим фондовым отраслевым кризисом ипотечной системы США.
Выглядело это так, как будто некий тлеющий запал ипотечного кризиса в США силился перекинуть огонь на \"сырые дрова\" мировой экономики, которые долго \"не занимались\", а потом разом как бы \"вспыхнули\" в сентябре 2009 года, перекинувшись на банковский сектор США.
Вспомним, ведь прежде, ни азиатскому кризису конца девяностых, ни кризису сектора высоких технологий в США, ни другим ограниченным локальным кризисным явлениям с отдельных фондовых площадок или ограниченных секторов экономики не удавалось зажечь пожар мирового кризиса. \"Кризисные запалы\" взрывались, чадили и гасли, а мир относительно устойчиво продолжал развиваться. Не случайно ведь в конце девяностых начали рождаться идеи о том, что, дескать, начался абсолютно новый период существования мировой цивилизации с устойчивым бескризисным развитием и перманентным экономическим ростом в обозримом будущем.
Такого рода \"противодействию\" мировой экономики развитию масштабных кризисов мы были обязаны явлениям глобализации 1989 - 2008 годов, которые сопровождались сильнейшей экономической экспансией развитых стран на развивающиеся рынки (в первую очередь, китайский), грандиозными процессами трудовой миграции, выделением новых высокотехнологических секторов экономики, многократным убыстрением финансовой деятельности с помощью глобальных коммуникационных сетей, созданием новых деривативных продуктов на фондовых рынках.
В процессе экспансии экономик развивающихся стран формировалась полиморфная, разновекторная, асинхронная торгово-экономическая и финансовая глобальная структура, точнее мировая система разного рода структур, включающая в себя и фондовые площадки, и отдельные группы отраслей и целые страны. Такая структура в силу постоянного расширения, значительной неоднородности и \"буферной емкости\" противодействовала волнам кризисов девяностых и начала двухтысячных годов, откуда бы они ни исходили. Подробно я об этом писал ранее в своей статье в июне этого года, отсылаю к ней всех желающих.
Но экономическая экспансия, экстенсивное расширение сфер и глобализация в целом стали замедляться к 2005 году: был \"освоен\" и насыщен инвестициями Китай, ожила и активно подключилась к инвестиционной деятельности после долгого кризиса Япония, вскоре были в значительной степени вовлечены в евроатлантическую экономическую орбиту страны бывшего Восточного блока и Юго-восточной Азии. Экспансия увязла в Латинской Америке, застряла в поясах \"азиатской неустойчивости\" и еще только примеривалась к возможностям \"черного континента\".
Необходимо отметить, что замедление глобальной экспансии ведет к целому ряду процессов, в результате которых, с одной стороны, происходит сложение многих векторов мировой экономики, синхронизация ряда процессов, что повышает в определенные периоды ее восприимчивость к \"запалам\" локальных кризисов. С другой стороны, замедление процессов глобализации ведет к более частому появлению самих этих \"запалов\" в виде, чаще всего, \"фондовых пузырей\", и к увеличению их \"стартовой мощности\".
Выражаясь фигурально, если \"макроэкономические\" кризисы представляли собой почти единый взрывной заряд, то кризис глобальной экономики представляет собой систему - \"детонатор\" (локальный, отраслевой кризис, в частности, нынешний ипотечный кризис в США) и \"основной заряд\" - мировая экономическая гиперструктура, глобальная экономика, \"мегаэкономика\".
\"Детонатор\", как известно, может сработать в среде, не восприимчивой к детонации, противостоящей распространению взрыва, гасящей взрывную волну.
Так было с азиатским кризисом 1997 - 1998 годов, когда США полностью восстановились меньше чем через год после начала фондового \"обвала\". Так было и с кризисом рынка высоких технологий, и с целым рядом менее известных кризисных моментов. Мировая экономическая среда в то время противостояла кризисам, и разумный усилий правительств и монетарных властей было достаточно, чтобы \"гасить очередной пожар\".
Но к 2008 году мировая экономическая среда изменилась, она перестала активно противостоять распространению кризисных явлений, и сама стала подвержена \"детонации\". Поэтому и удалось в 2008 году кризису перекинуться из ипотечного сектора США на всю мировую глобальную экономику. Ну, и конечно, правительство Буша кое-что \"не досмотрело\".
Однако мировая экономическая среда, \"мегаэкономика\", хоть и оказалась вовлеченный в кризис, но она полностью еще \"не созрела\" к 2008 году для единого масштабного в него падения. Разновекторность, дифференцированность, асинхронность глобальной экономической среды, ее \"буферная емкость\" не позволили кризису всерьез разрушить реальный сектор, мировые финансы и торговлю. Выражаясь фигурально, \"основной заряд\" детонировал, но был еще то ли частично подмочен или же недостаточно высушен, получился скорее громкий \"хлопок\", а не сильный взрыв. По счастью, ипотечный кризис в США разрядил \"основной заряд\" мирового мегаэкономического кризиса раньше, чем тот успел вызреть и сформироваться. В этом оказалось наше спасение!
\"Но и что проку в таких рассуждениях, где выводы и прогнозы?\" - скажет мой читатель. \"И ничего себе \"хлопок!\"\"
Позволю себе дать пока всего три прогноза, по первому из них, полагаю, можно будет судить и о вероятности остальных.
Во-первых, будет очень быстрый выход мировой экономики из кризиса; в течение года мир придет практически в докризисное состояние, тени рассеются, заиграют улыбки, страшный призрак кризиса исчезнет и растает. Правда в ипотечной системе США будет еще несколько лет идти борьба с \"плохими активами\" и последствиями кризиса. У мирового экономического кризиса - своя судьба, а у ипотечного американского \"запала\" - индивидуальная, своя.
Особенно интересным будет выход России из кризиса. Не смотря на наши разговоры про наш суверенитет, мы являемся давно уже \"проходной комнатой\" если не \"коридором мировой экономики\". Две трети доходов нашего бюджета мы получали в 2007 году за счет экспорта, а почти половину расходной части (непосредственно или опосредованно) тратили на приобретение импорта. Значительная часть нашего ВВП образовывалась за счет внешнеторговых операций. Наши компании, в том числе государственные, кредитовались на Западе, а наше государство хранило профицит в европейских и американских финансовых инструментах. Естественно, что мировой кризис стремительно \"обвалил\" наш фондовый рынок и банковский сектор уже в октябре, а к декабрю опасно подобрался к реальному сектору российской экономики.
Масштабный вливания в экономику денежных средств, действия национальной администрации и монетарных властей, а также улучшение ситуации на мировых рынках плюс высокая цена на нефть, все это вместе позволило переломить ситуацию во втором квартале 2009 года.
Теперь нас ждет очень любопытное явление: с той быстротой, с которой мировые финансы и инвесторы уходили год назад из России, с похожей же быстротой они вернутся в ближайшие полгода - год, а то и ранее. Это приведет к коррекции прогнозов развития России на 2010 год, стимулировании роста производства и возврату к профицитному бюджету страны не позднее 2011 года. С прогнозами Кудрина это не совпадает, ну и что? Очень будет интересно его послушать в начале 2010 года, и сравнить с тем, что сейчас. Это первый мой прогноз - быстрое лавиноподобное восстановление экономики России в течение года.
Второе: усиление мировой роли и влияния США, Китая и России.
США - понятно, все увидели, где реально экономическая сила и власть, куда бросаются все, желающие сохранить капиталы, на кого с надеждой смотрит весь мир во время кризиса. Сами ввели в кризис, сами и выводят - истинный локомотив мирового развития. \"В Вашингтоне чихают, а у всего мира насморк\".
Китай - тоже ясно. Закрывшись от мировых финансовых гроз валютно-финансовой политикой, имея огромный государственный резерв, стимулируя внутренний спрос, осуществляя политический контроль в обществе и приобретая обесцененные активы по всему миру, Китай доказал, что он легче других прошел через кризис, и, самое главное, что мировая экономика во многом обязана именно Китаю своей относительной антикризисной устойчивостью.
Россия - страна с деформированной экономикой, с точки зрения экономической теории. Но она оказалась устойчивой, управляемой, гибкой. Она выдержала экзамен с честью, хотя, отнюдь не была \"тихой гаванью\". Ее надежность и инвестиционная привлекательность неизбежно возрастет, что открывает перед нами новые возможности. Сумеем ли мы ими правильно воспользоваться? Вот в чем вопрос.
И третье. Освоение мирового экономического пространства замедлилось: много проблем в Латинской Америке, в Азии, в Африке. Интенсивность глобализации падает, вектора складываются, система интегрируется, синхронизация нарастает - глобальная экономика, \"мегаэкономика\", становится все более уязвимой, в ней начинают накапливаться и объединяться \"кризисные заряды\" складываясь в будущую картину мирового кризиса. Когда такое накопление произойдет, любой локальны, мелкий, казалось бы, не заслуживающий внимания кризис провинциальной фондовой площадки может внезапно выступить как детонатор и \"пустить под откос\" всю мировую экономику. Вывод - следующий мировой кризис будет крайне опасным, гораздо более мощным, чем нынешний. Если мы не научимся распознавать его признаки, разряжать его напряжение, интегрировать усилия правительств и, наоборот, дезинтегрировать негативные стихийные экономические процессы, то нынешний кризис \"покажется щенком\" по сравнению с тем, что нас ожидает.
В связи с этим полагаю, что мировая научная экономическая мысль, доказавшая свою несостоятельность в начале текущего кризиса, должна обеспокоиться созданием следующего уровня экономической науки, находящегося над макроэкономикой - уровень исследования новой глобальной экономики, мегаэкономики. Уверен, что у мегаэкономики есть свои законы, не описанные еще макроэкономической теорией, их необходимо познать и научиться ими управлять. Если этого сделано не будет, то нас всех ждут серьезные неприятности уже обозримом будущем.
Имеющий уши да слышит!
Комментарии
Кстати, лет 20 так не будем еще жить - факт.
Автор, травы отсыпь?... :)
Это был наш внештатный оптимист Михаил Москвин-Тарханов, оставайтесь с нами ! :))