Поверят ли власти россияне, вкусившие стабильности

На модерации Отложенный

Последние дни широко обсуждается вопрос - неужели история «АвтоВАЗа» подошла к той роковой черте, за которую завод уже не перевалит. Как сказали какие-то бойкие эксперты: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Не будем упиваться чувством злорадства, которое испытывают многие, кому хоть раз удалось поездить на машине тольяттинского завода: оно недостойно мыслящего автомобилиста. Людям, которые уже лишились или скоро лишатся работы и зарплаты, можно только посочувствовать. Удручает другое - бессмысленность грандиозных усилий, потраченных обществом и государством на спасение завода. Много лет каждый, кто покупал импортную машину, платил в казну немалые деньги в виде таможенных сборов. Пошлины, росшие из года в год, служили протекционистским забором, за которым должен был счастливо развиваться российский автопром. Но он не мог жить счастливо без правительства, поэтому правительство все время давало ему деньги. Последнее, вернее крайнее, как сказали бы парашютисты и дайверы, вливание составило 25 млрд. рублей. Но и оно не спасло. Скорее всего 25 млрд окажутся именно крайними: потребуется еще и еще. Вот это по-настоящему обидно. Что ни делай, а не выходит ничего.

Кризис заставляет правительства стран вводить жесткие протекционистские меры. Уже заговорили о протекционистской войне, которая осложнит не только международную торговлю, но и международные отношения. Логично, что и Россия придерживается той же тактики.

Намерение властей поддержать отечественного производителя становится все более очевидным. Намерение жесткое. Декларируется оно последовательно, наступление осуществляется по всем фронтам. Патриотичный потребитель по идее должен это намерение властей поддерживать. Хорошо бы и нам, как немцам, покупать свои машины, как аргентинцам - свою говядину, как американцам - свои лекарства, как китайцам - свой ширпотреб. Будет и работа, и зарплата, и выход из кризиса. Но почему-то потребитель ощущает смутное беспокойство - пир потребления закончился, начинаются разгрузочные дни. Потребитель, наученный горьким опытом с автопромом, пугается, что его заставят сесть на вынужденную диету.

Министр промышленности и торговли Виктор Христенко уже пообещал возрождение отечественного легпрома. С китайскими пуховиками мы простились в момент закрытия Черкизовского рынка. Означает ли это, что по осени можно ждать отечественных?

Заместитель министра промышленности Юрий Борисов взялся за навигаторы. Таможенные пошлины на GPS-устройства правительство собирается повысить вдвое, чтобы дать дорогу системе ГЛОНАСС. «В нынешних условиях нужна агрессивная, но обоснованная таможенная политика, для того чтобы дать возможность развиваться российским предприятиям, в том числе ОПК, чтобы они могли делать конкурентоспособную продукцию гражданского назначения», - сказал замминистра. Означает ли это, что надо ожидать резкого качественного скачка в развитии ГЛОНАСС, которая пока проигрывает американской навигационной системе? Эксперты (ох уж эти эксперты, которые вечно все принимают в штыки) обещают рост серого импорта, скачок цен на GPS-устройства, на иномарки со встроенным навигатором, и, до кучи, недополучение доходов российским бюджетом. Про качественный скачок - молчок.

Свиной грипп (так совпало) практически запустил протекционистскую машину в еще одной отрасли - туристической. Миллионы долларов и евро ежегодно утекают заграницу в карманах широких штанин российских туристов и их детей, желающих изучать английский. И сами туристы утекают, а могли бы, как сказал главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко, выбрать для отдыха «прекрасное Подмосковье, сказочный Байкал, легендарное, овеянное легендами, песнями, сказаниями, былинами наше Сочи». Означает ли это, что сочинские и подмосковные цены, овеянные легендами, вошедшие в сказания и оплаканные не одним отцом семейства, пойдут вниз, а сервис резко улучшится? Вчера на «Эхо Москвы» Онищенко был куда более реалистичен «Сочи очень дорогое. И я думаю, что властям Краснодарского края и города надо очень многое сделать». К Олимпиаде сделают.

Таможня, которая по определению служит форпостом протекционизма, тоже спешит с инициативами: предложили снизить порог необлагаемого ввоза вещей частными лицами - с 65 тысяч рублей до 20 тысяч. В Федеральной таможенной службе подготовлен законопроект, который обяжет всех граждан, въезжающих в Россию и имеющих наличными сумму более 10 тысяч долларов, объяснить их происхождение.

То есть протекционистские меры здесь явлены в своем самом чистом виде - ограничить ввоз не товаров, но денег. Совершенно по марксистской формуле - товар - деньги - товар. Ведь главный товар в России - деньги.

Ну, положим, патриотичный потребитель все это может перетерпеть, жила бы страна родная и родная экономика. Но пример с «АвтоВАЗом» - самый наглядный - не дает расслабиться. Нет веры в отечественного производителя, который возродится из пепла благодаря государству и гражданам, чьи кошельки оно изрядно растрясет.

Президент Дмитрий Медведев на заседании Совбеза сетовал, что нет у нас суперкомпьютеров, а если есть, то совершенно не востребованы, не пользуются ими отечественные производители. Всего одна модель самолета «существует в цифровом виде», остальные на допотопном ватмане. Без современных технологий не создать конкурентоспособную продукцию, «которая будет правильно восприниматься потенциальными покупателями», - сказал Медведев.

Невозможно всей душой не согласиться с президентом, который так ясно формулирует основной постулат конкурентной экономики. Желание производителя что-нибудь изготовить - ничто без желания потребителя товар приобрести. Если две стороны не понимают друг друга, не выйдет никакой национальной экономики. Но производитель по старинке и, что обидно, при помощи государства, пытается загнать потребителя в угол. Последняя история - со «Скайпом» - тому яркий пример. Не хотят и не могут сотовые операторы конкурировать со «Скайпом» и пытаются отнять у потребителя свободу разговаривать сколько душе угодно. Хотят, чтобы мы оплачивали эту свободу по грабительским тарифам. Никакого товара, кроме денег, не хочет производить российский производитель. А лучше сразу отнять чужие.

Новый вариант протекционизма до боли напоминает старый, простой как мычание. Закрыть границу и сократить потребительскую линейку до одной ассортиментной единицы. Помните, ведь вы еще помните? Магнитофон? «Романтика». Пылесос? «Вихрь». Холодильник? «ЗИЛ». Стиральная машина?! «Вятка-автомат». Хранить деньги? В Сберегательной кассе. Знаешь прикуп? В Сочи. Самолетами? «Аэрофлота». Взять? Да поделить! А лучше просто закрыть. Госмашина времени, в отличие «Вятки-автомата», которая давно сломалась, работает исправно и воспроизводит одну и ту же модель - изоляционистскую.

Но разве не ясно, что и техническое отставание системы ГЛОНАСС от GPS, и эстетическое несовершенство российских штанов по сравнению с итальянскими и даже китайскими, дороговизна на курортах Краснодарского края и отсутствие суперкомпьютеров - последствия изоляционизма советской экономики? Отечественная промышленность затормозила во второй половине ХХ века, застыла в горделивом пренебрежении к потребностям «пипла», который «и так схавает». Скажет спасибо за то, что есть. Но пипл, устав от дефицита, восстал и систему уничтожил. Революция 90-х - революция голодных потребителей, которым не дали колбасы и видеомагнитофонов. Бывшие фарцовщики, уважавшие интересы потребителя, закономерно вышли в олигархи.

Вернуться в прошлый век, конечно, можно. Для госмашины времени нет ничего нереального. Она сама творит реальность. Закрыть границу, никого не впускать и не выпускать, перестать сертифицировать западную продукцию для продажи в России, поднять на 1000 процентов пошлины, еще раз дотировать «АвтоВАЗ». Можно все.

Но что делать с армией выросших в путинской стабильности потребителей, которые уже видели Лондон и Коста-Дораду, одеты в «Левайс» и не помнят позора джинсов «Верея», пользуются GPS-ом и не хотят «Лады-Калины» даже с бесплатным ГЛОНАССом? Былинами о Сочи их не проведешь. Может, надо зайти с другой стороны? Ввести протекционистские меры, помогающие произвести на свет новых людей, которые захотят покупать то, что отечественная промышленность способна изготовить. Это будет дешевле и эффективнее, чем переделывать государство под нужды гражданина.

Но не быстрее. Пока вырастет поколение новых аскетов, китайские драконы будут бороздить Вселенную и продавать марсианам пуховики для одноразовой депортации, а мы - вводить таможенные барьеры на подлете к планете Земля с российской стороны.