За сирот и инвалидов теперь в ответе ВУЗы

На модерации Отложенный

Не успели противники ЕГЭ поднять шум вокруг фальшивых результатов единого экзамена, как выяснилось, что эти результаты не так уж много значат.
Абитуриенты-льготники угрожают занять большую часть мест на самых престижных и популярных факультетах.

В Рособрнадзоре уже заговорили о том, что число льготных категорий надо сократить. Как выяснил Slon.ru, готовится законопроект об изменении льготных правил поступления.

В списках поступающих нередко абсурдная картина: вверху льготники, набравшие по 130 - 150 баллов, внизу «обычные» абитуриенты, чуть-чуть не дотянувшие до максимальной оценки - 300. Есть случаи, когда набравший 260 - 270 баллов на ЕГЭ может вовсе остаться за бортом высшей школы. С такими результатами он проходит только на непопулярные факультеты или во второсортные вузы, куда заявлений не подавал.

В нескольких красноярских вузах на юриспруденции будут учиться только льготники. В Брянском госуниверситете такие абитуриенты претендуют на половину бюджетных мест. Поводов для массовой паники пока нет. Даже в ведущих вузах перекос случился не везде (в Казани, например, количество абитуриентов-инвалидов выросло в несколько раз, но в итоге составило меньше 1% от общего числа поступающих), к тому же немало поступающих еще могут забрать заявления.

Но все-таки выходит, оппоненты ЕГЭ напрасно били тревогу, что из-за коррупции и в вузы пройдут только те, кто смог заплатить экзаменаторам. Им пора переквалифицироваться в сторонников единого экзамена и бороться с новым феноменом неравенства. Правда, критиковать нашествие льготников куда сложнее, чем министра Андрея Фурсенко и его новую систему аттестации. Общество не поймет.

ПЕРЕЛОМНЫЙ ЕГЭ

Если смотреть на формальные правила, то атака льготников могла случиться и в прошлом году, и три года назад. И тогда, и сейчас вузы обязаны принимать детей-сирот, инвалидов I и II групп, «чернобыльцев», набравших хотя бы минимальный балл.

Но ЕГЭ все-таки сыграл роль в нынешнем искажении: раньше льготникам надо было сдавать вступительные экзамены и получить хотя бы тройки. Теперь, получив эту тройку в школе, они могут идти с ней куда угодно, ведь оценка известна еще до момента поступления. И в некоторых вузах льготники начали оттеснять даже победителей олимпиад, которых эти вузы берут, невзирая на результаты ЕГЭ.

Например, в МГТУ им. Баумана на нескольких престижных факультетах бюджетных мест на общий конкурс вовсе не осталось. Все они могут уйти к абитуриентам с льготным билетом. «Обычные» абитуриенты угодили в резерв, даже те, кто получил пятерки на всех этапах государственной аттестации.

Они смогут претендовать на эти бюджетные места, только если кто-то из олимпиадников и льготников выберет другую специальность или другой вуз: те подают заявления сразу на несколько специальностей.

Под каждое «льготное» заявление автоматически ставится бронь. Например, в РГГУ в этом году было подано 80 000 заявлений на 970 бюджетных мест, из них 800 заявок - от 239 льготников. 62 из них уже принесли подлинники всех необходимых документов, то есть определились с выбором, остальные выжидают.

В прошлом году такие «особые» заявления поступили от 216 претендентов, а остались лишь 30 человек. Проблема в том, что решить, куда и зачем идти, льготник может в самый последний момент, а пока он думает, все остальные пребывают в подвешенном состоянии.



И вне конкурса чаще всего идут на самые «ходовые специальности» - юриспруденцию, экономику, международные отношения, государственное и муниципальное управление. Вот, кстати, повод российским чиновникам обрадоваться: в то время как льготники заполоняют эти, по мнению государства, бесперспективные специальности, «обычным» абитуриентам придется выбирать что-то другое. Географию, математику, инженерное дело - что-нибудь, что пригодится в инновационной экономике, которую мы хотим построить.

ИНВАЛИД НА ТРИ МЕСЯЦА

Новая лазейка в законах - новая возможность для коррупции. Больше стало не только заявлений, но и самих льготников, и некоторые стали инвалидами уже весной, в самый разгар подготовки к поступлению. Наверное, перетрудились над книгами. Есть даже случаи, когда инвалидность назначена в июле, а осенью абитуриент утратит статус ребенка-инвалида: ему исполнится 18 лет.

Стать инвалидом на три месяца, чтобы без проблем поступить в один из лучших вузов страны - прекрасное решение, и члены медкомиссий на местах готовы в этом помочь. Пока Федеральное медико-биологическое агентство поддельных справок не обнаружило, но вузы отправляют на проверку все новые и новые партии документов.

Но и до того, как выяснится, насколько коррупция повлияла на списки абитуриентов в этом году, чиновники уже озаботились слишком прямолинейным отношением к инвалидам.

Впрочем, пока проект об изменении правил поступления для льготников существует только на уровне концепции, Минобрнауки еще не представляло его правительству. И о сокращении льготных категорий речь не идет: пока предлагается ограничить только процент льготников, которые могут вне общего конкурса поступать на конкретную специальность (как это происходит при целевом наборе). Рынок фальшивых справок эти изменения не устранят, хотя вузам станет полегче.

Но сейчас есть и другая проблема: что делать университетам дальше, когда окажется, что многие поступившие к учебе не очень способны. Опыт ГУ-ВШЭ показывает, что уже к концу первого курса остается лишь 10 - 15% прошедших вне конкурса.

К примеру, преподавателям сразу понятно, что абитуриент с тройкой по английскому, подающий документы в Международный институт экономики и финансов, долго там не протянет. И как быть через год? Отчислять целыми факультетами сирот и инвалидов? Общество не поймет. Тянуть отстающих дальше за бюджетный счет и за счет репутации вуза?

Катастрофы пока не произошло - окончательные результаты зачисления станут известны после 3 августа, когда льготники должны выбрать специальность и сдать подлинники аттестатов с результатами экзаменов в приемную комиссию. Но появился новый аргумент в пользу ЕГЭ.

Поступление вне конкурса - против принципов самой системы единого экзамена. Ее идея - вполне меритократическая: каждый зарабатывает право на поступление своим собственным умом. А чем больше льгот, тем меньше равенства и тем меньше роль собственных заслуг. Никто не говорит, что инвалидам и сиротам не надо помогать. Но сбрасывать ответственность за них на вузы - это просто малодушие со стороны государства.