Предприятия пока не верят в лучшее
На модерации
Отложенный
Как свидетельствует третье июльское исследование состояния российской промышленности, проведенное лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), в этом месяце ситуация в экономике улучшилась. Однако положительные изменения в динамике спроса, выпуска, занятости и оценке запасов пока не нашли закрепления в планах предприятий на ближайшие месяцы.
По официальным данным Росстата, индекс производства к соответствующему периоду прошлого года увеличился сразу на 5 процентных пунктов - с -17,1% в мае до -12,1% в июне. Таким образом, июньское падение промышленности стало, если ориентироваться на госстатистику, минимальным в 2009 году (предыдущий рекорд в -13,2% был зарегистрирован в феврале).
Однако масштабы июньского восстановительного роста, по мнению ЦМАКП, переоценивать не стоит, так как прирост индекса производства на 2/3 был связан с календарным фактором: в июне 2009 года было на 1 рабочий день больше, чем годом ранее, а в мае - наоборот.
В итоге июньский индекс среднесуточного производства к июню 2008 года увеличился примерно на 2 п.п. (до -16,9% после -18,7% в мае). Получается, что с учетом сезонного и календарного факторов в июне продукции было произведено на 2,9% больше, чем в мае 2009 года.
Спрос на промышленную продукцию
В июле темпы снижения спроса на промышленную продукцию претерпели существенные положительные изменения - за месяц очищенный от сезонности баланс улучшился на 12 пунктов и составляет сейчас -18 балансовых пунктов (б. п.). Таким образом, спрос продолжает снижаться, но далеко не так интенсивно как в IV квартале 2008 года и I полугодии 2009 года, когда средняя интенсивность снижения спроса составляла -26 и -31 балансовых пунктов соответственно.
Ранее сопоставимое изменение темпа снижения спроса произошло в январе 2009 года, когда промышленность оправилась от шока ноября-декабря и вышла, как оказалось, на плато достаточно высоких, но все-таки стабильных темпов падения продаж. «Возможно, с началом нового отчетного периода мы увидим еще одно улучшение динамики спроса», - предполагает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло, указывая, что замедление темпов снижения спроса зарегистрировано во всех отраслях.
Прогнозы спроса в июле тоже улучшились, но не так существенно (только на 3 пункта), как фактические продажи. Тем не менее, результат оказался лучшим для текущего кризиса. На отраслевом уровне прогнозы продаж улучшились в металлургии, стройиндустрии, легкой и пищевой отраслях.
Однако пока изменения темпов продаж почти не сказались на оценках их объемов. Удовлетворенность продажами выросла только на 3 пункта до 26%, что, впрочем, является кризисным максимумом. Самые высокие значения показателя сейчас сохраняются в пищевой промышленности (57%, в июне - 58%) и цветной металлургии (52%, в июне - 34%). На другом полюсе находится черная металлургия (0% в июле и 3% в июне).
Выпуск продукции
Явное улучшение динамики спроса позволило предприятиям в июле внести столь же явные положительные изменения в динамику выпуска. Очищенные от сезонности данные показали нулевой темп снижения выпуска в июле, что является лучшим значением этого индикатора с октября 2008 года. На отраслевом уровне опрос зарегистрировал рост выпуска в черной металлургии, машиностроении и леспроме. Самое интенсивное снижение производства сохраняется в стройиндустрии.Однако замедление темпов снижения спроса оказалось неожиданным (или, возможно, показалось ненадежным) для немалой части предприятий, которые не смогли (или не рискнули) скорректировать свою динамику выпуска.
В результате уровень отставания изменений выпуска от изменений спроса увеличился в российской промышленности до 13% после 7% в июне. Среднее значение этого показателя для кризисных ноября 2008 года-июня 2009 года составляет 6%. Но большинство предприятий (58%) все-таки адекватно реагировало на изменения спроса, а 29% производств, наоборот, рискнули и увеличивали выпуск с опережением продаж. В предыдущие 8 кризисных месяцев выпуск опережал спрос в среднем у 23% предприятий.
Производственные планы предприятий в июле почти не изменились по сравнению с июнем и оказались хуже фактических изменений выпуска. Как указывает экономист, такое соотношение планируемых и фактических изменений выпуска в семнадцатилетней практике опросов встречается нечасто и свидетельствует о неуверенность производителей в устойчивости сложившихся темпов роста выпуска. Что, впрочем, выглядит совершенно нормально в сложившейся ситуации. На рост производства надеются только в черной металлургии и пищевой отрасли.
Цены предприятий
Ценовая политика предприятий в июле вполне адекватно отреагировала на позитивную динамику продаж. Во-первых, производители второй раз в текущем кризисе попытались переломить тенденцию снижения отпускных цен. В июле баланс фактических изменений цен вырос на 4 пункта по сравнению с предыдущим локальным минимумом (май), но остался отрицательным - в промышленности в целом по-прежнему преобладали предприятия, снижающие цены. Рост цен (положительный баланс) зарегистрирован только в цветной металлургии и леспроме, минимальное снижение имело место в машиностроении, химии и нефтехимии.
А самое интенсивное снижение - в черной металлургии и стройиндустрии.Во-вторых, ценовые планы промышленности после четырех месяцев последовательного снижения с 10 до -2 (т.е. вплоть до намерений их абсолютного сокращения) в июле выросли сразу на 4 пункта и перестали быть отрицательными - промышленность надеется в ближайшие месяцы прекратить их снижение. Снижение цен может сохраниться только в стройиндустрии и топливной промышленности, самый интенсивный рост возможен в леспроме и черной металлургии.
Запасы готовой продукции
Оценки запасов готовой продукции по шкале «выше - нормальные - ниже нормы» снизились в июле на 7 пунктов и вышли в результате на докризисный уровень. Промышленность, вдохновленная резким замедлением темпов снижения спроса и стабильным улучшением прогнозов его изменения, существенно скорректировала оценки своих складских накоплений. Таким образом, к концу первого полугодия 2009 года шок первых месяцев кризиса и психологически, и физически (если судить по запасам готовой продукции) преодолен.
Как считает Сергей Цухло, теперь возможны два сценария изменения оценок запасов готовой продукции.
Первый (пессимистичный) предполагает дальнейшее снижение баланс оценок до отрицательных значений и будет основываться на тяжелом опыте 1990-х годов. Тогда российские предприятия, столкнувшись с тремя кризисными затовариваниями складов (1993-94, 1995-96 и 1998), последовательно снижали масштабы переполнения и при малейшеё возможности минимизировали свои запасы, предпочитая недостаток рациональному избытку.
Такая модель сохранялась в российской промышленности до начала 2001 года, пока промышленность не поверила в стабильность роста и то, что небольшой излишек запасов в условиях роста спроса полезнее их недостатка. Таким образом, для преодоления пессимизма и перехода к новой модели управления запасами предприятиям потребовалось два с половиной года последефолтного бурного роста и спроса, и выпуска.
Второй (оптимистичный) сценарий базируется на опыте уже последних «тучных» лет, когда промышленность при любой текущей динамике спроса поддерживала запасы готовой продукции на уровне небольшого излишка. Избыток запасов всегда сохранялся предприятиями, так как была уверенность, что трудности сбыта носят временный характер и рост спроса вновь восстановится.
В этом случае промышленность после преодоления шока конца 2008 года-начала 2009 года перейдет к удержанию оценок (не объемов!) своих запасов на уровне небольшого излишка. Эти оценки будут формироваться с учетом всей полноты текущей экономической конъюнктуры: и динамики спроса, и выпуска, и их прогнозов, и оптимизма властей.
Фактическая динамика и планы увольнений
В июле интенсивность увольнений в промышленности вслед за спросом и выпуском пошла на спад: после изменений в предыдущие пять месяцев на 1-2 пункта июльский темп сокращения персонала уменьшился сразу на 4 пункта и стал в результате лучшим (то есть самым низким) для текущего кризиса с октября 2008 года. Рост интенсивности увольнений зарегистрирован в июле только в черной металлургии, промышленности строительных материалов и легкой промышленности.Однако экономист предупреждает, что в августе-сентябре предприятия, похоже, не намерены закреплять положительные результаты июля. Планы увольнений на следующие два месяца в промышленности ухудшились по сравнению с планами предыдущих месяцев и даже по сравнению с фактическими увольнениями июля.
«Это еще одно свидетельство неуверенности российской промышленности в сохранении положительных изменений июля. Только леспром и цветная металлургия готовы их закрепить», - констатирует Сергей Цухло.
Кредитование промышленности
Доступность кредитов российской промышленности в июле перестала увеличиваться, а по сравнению с маем (лучший месяц кризиса) снизилась на 2 пункта. Изменение, конечно, несущественное, но достаточное для вывода о неулучшении ситуации с кредитованием промышленности, несмотря на постоянные и разнообразные усилия властей. Но и вывод о том, что промышленность задыхается без кредитов делать не стоит. По оценкам предприятий, нехватка кредитов стоит сейчас только на 6 месте (21% упоминаний) среди 13 помех росту выпуска, отслеживаемых опросами ИЭПП.
На отраслевом уровне банки лучше всего относятся к пищевым (нормальная доступность за последние 3 месяца составляет 50%) и химическим (46%) предприятиям. Для стройиндустрии аналогичный показатель составляет 24%, для легкой промышленности - 15%.
В условиях кризиса и кредитного сжатия изменилась и структура использования заемных средств в промышленности (см. табл.). Наиболее существенные изменения претерпели вложения в производство: с 47% до 24% снизилось использование кредитов для переоборудования производства, с 30% до 17% - для расширения производства.
Другие направления использования либо сохранили свои доли, либо даже возросли. По-прежнему 2/3 предприятий используют кредиты для пополнения оборотных средств. До 27% возросло использование кредитов для выплаты зарплаты, до 17% - для погашения задолженности перед поставщиками и до 7% - для погашения долга перед другими банками. При этом пятая часть промышленных предприятий в июле 2009 года сообщила об отсутствии кредитов.
Основной причиной нежелания брать кредит или неполучения (в случае обращения в банк) кредита предприятия называют высокий процент. В среднем по промышленности так считает треть предприятий. Но сдерживающее влияние этого фактора существенно различается по отраслям.
Если в химии и нефтехимии он является препятствием только для 21% предприятий, то в легкой - для 39%, а в цветной металлургии - для 46%. Поэтому давление властей на ставку кредита по разному может помочь разным отраслям.
Вторым барьером на пути к обретению заемных средств предприятия (а банки, конечно, первым) считают неопределенность состояния предприятий. Но и здесь вариация существенна: от 13% в легкой и 15% в химической до 31% в машиностроительной отраслях. Но высоту этого барьера снизить гораздо сложнее.
Комментарии