В столице продают товары с Черкизона

На модерации Отложенный

Покупателей обманывают прямо под носом у проверяющих служб.

ВЕРА В ДОБРЫХ ЭЛЬФОВ

Последнее время магазинчики с зеленой вывеской «Реализация таможенного товара» заполонили всю Москву. Ютятся у метро. Не пустуют. Еще бы! Широкий ассортимент - от сковородок до дубленок. Цены просто смех.

- Это потому, что конфискат, - говорит мне покупательница Наталья, разглядывая футболку Nike за 120 рублей. - Таможне оно вообще даром досталось. Потому не гнут цены. Но главное - фирма! Если уж таможня пропустила в продажу...

Так рассуждают большинство москвичей. Свято верят, что подарки им поставляют добрые эльфы. Хотя для самих «эльфов» это новость.

- Мы вообще не занимается реализацией товара, - говорит главный государственный таможенный инспектор управления по связям с общественностью Федеральной таможенной службы Лилия Богомазова. - К этим магазинам никакого отношения не имеем. Никаких договоров с этой частной лавочкой не заключали...

- Выходит, там нет конфиската? - уточняем.

- Наше дело арестовать партию сомнительного товара и отправить дело в суд.

Там проводят экспертизу. Если контрафакт - сжигают. А если продукция оригинальная, но не хватает справок...

- Тогда конфискат попадает к нам, - говорит начальник управления информационной политики Росимущества Николай Николаев. - Мы проверяем его на безопасность. Что не соответствует - уничтожаем. Оставшееся сертифицируем и продаем. Но не через эти «зеленые» магазинчики. Мы вообще не нуждаемся в посредниках. Список реализуемого товара вывешен на нашем сайте.

Но тогда можно предположить, что владельцы магазинчиков именно так и скупают товар. Если бы не цены. Конфискат вопреки устоявшемуся мифу не продают за копейки. Обычно сбагривают процентов за тридцать от рыночной цены. Так, если пара кроссовок в магазине стоит три тысячи рублей, ее продадут в лучшем случае за 1,5 тысячи рублей.

- А в этих магазинчиках похожие стоят 600 рублей, - удивляется Николаев. - Или они работают себе в убыток, или товар не наш.

К тому же через сайт не продают оптовых партий - все поштучно. Такими темпами и на два магазина не наскребешь, а по Москве-то их сотни! Но чем тогда торгуют под дерзкой вывеской «Реализация таможенного товара»?

ЛОГОВО АФЕРИСТОВ

- Не знаю, откуда товар, - под нажимом признается продавщица одного из магазинов. - Если есть вопросы - звоните по тому телефону.

Тетка кивнула в сторону входной двери. На ней бумажка с номером мобильного телефона «для жалоб». Звоню.

- А какое вам дело, откуда товар? - зевает в трубку «администратор Михаил». - А что вывеска? Реклама такая... Проверяющие органы натравишь? Ой, страшно - пойду пить валерьянку. Все. Не звони сюда больше - поняла?

Поняла. Тем более номеров хватает. Оказывается, каждый магазинчик - это отдельное «ООО». Фирмы-однодневки. У каждой свой формальный директор. Формальный телефон для жалоб, по которому посылают вполне конкретно. Имя хозяина не называют. Пришлось пойти на хитрость.

- Хочу открыть магазин под такой же вывеской, - обращаюсь к продавцам из очередного магазинчика. - С кем можно поговорить?

- Надо звонить хозяину, - озадачился смуглый парень. - Номер дать не могу. Но можете подойти на склад возле метро «Нагорная». Он там бывает.

Вдоль раздолбанной дороги череда складов. На одном из них кипит погрузка. Внутри тюки-баулы. В глубине ангара комнатушка с фанерными стенами. Это офис. При входе курит импозантный невысокий мужчина с бакенбардами.

- Чем могу помочь? - интересуется с заметным восточным акцентом (как выяснилось, сириец, зовут Джалюс).

- Понимаете, - разыгрываю комедию. - Раньше торговала на Черкизоне. Но все рухнуло - сами знаете. Хочу открыть магазинчик, как у вас.

- Это невозможно, - качает головой Джалюс. - Под этой вывеской работают только мои магазины. И если вы откроете такой же, будет плохо. Вы же знаете, как часто горят магазины...

- Но что же делать? - сокрушаюсь. - Торговля стоит.

- Я могу взять на реализацию ваш товар, - обрадовал сириец. - Сейчас у всех беда. Китайцы везут мне свои шмотки, вьетнамцы - свои. Хотя мы всегда с ними плотно сотрудничали. А вот вас я на рынке не видел... Так что у вас за товар?

- Спортивные костюмы, - импровизирую.

- Мужские. Часть вообще без лейбла, а другая - Adidas. Не то чтобы настоящий...

- Да-да-да, - понимающе кивает Джалюс. - Костюмы - это хорошо.

- И они без документов, - продолжаю. - Возьмете?

Сириец широко разводит руками: мол, а что делать? Возьмет. Будет ждать с образцами товара.

На том и порешили. Жаль, нет у меня никакого ширпотреба, а то бы озолотилась. Висел бы мой Adidas среди футболок с криво пришитыми лейблами Zara. А по соседству ряды поддельного парфюма. Там и Chanel, и Lacostе. Ценников нет. Но под потолком болтается картонка: «Все по 650 рублей». Не удержалась - купила пузырек Dolce&Gabbana. Отдала на экспертизу.

- Подделка, - выдал заключение директор центра по сертификации «Парфюмтест» Анатолий Семенов. - Притом дешевая. Все, начиная от флакона и заканчивая ароматом, не соответствует оригиналу. А где продают?

Где продают? Под носом у проверяющих органов. И самой таможни, чей и без того потрепанный флаг вывесили на пиратском судне.

- Ну а что мы еще можем сделать? - пожимает плечами Лилия Богомазова. - Слово «таможня» не запатентовано. Его может использовать каждый в своих целях.

Джалюс использовал его грамотно. Зарегистрировал ООО «Реализация таможенного товара». И разрешил использовать свое название фирмам-однодневкам (они зарегистрированы на третьих лиц, но принадлежат ему же). Формальности соблюдены - все законно. Но по факту-то обман. Притом с особым цинизмом. Ладно простые покупатели: откуда нам знать? Но чиновники из Роспотребнадзора? Спроси они накладные или сертификаты на товар, наверняка возникнет неловкая пауза. И после этого мы еще возмущаемся, читая в китайской прессе ультиматум: дайте нашим землякам с Черкизона места на рынках - иначе разорвем все связи. Мол, что они себе позволяют? Не надо нас шантажировать. Но и китайцев понять можно. Они-то не понаслышке знают, как у нас все устроено: взятки, откаты, личные договоренности. Поэтому резкий выпад в сторону Черкизона их шокировал: ребята, не дуркуйте. У вас же по всей Москве то же самое. Что вы окрысились?

Значит, пришло время. У нас свои методы борьбы с контрафактом. Конечно, мы не закроем дыру в днище в виде «таможни», нам гораздо веселее вычерпывать из лодки воду, да и то когда уже по уши. И если в этом году напряглись, можно надолго расслабиться. Когда опять перебор - снова что-нибудь закроем. Может, до той поры «реализация таможенного товара» тоже наберет обороты до масштаба страны. Вот тогда и прихлопнем: и показательно, и на пользу.

КОМПЕТЕНТНО

Почему обманщиков не накажут производители?

- Нам доводилось сталкиваться с этими магазинами, - говорит Александр Иванов, директор консалтинговой фирмы «Рес-Кью-Груп», которая оказывает услуги по защите брендов. - Но там продают такие дешевые подделки, которые не представляют интереса для наших клиентов - держателей бренда. Опасно, когда качественная подделка продается в дорогом бутике. А те люди, которые покупают «фирму» за три рубля, не наши клиенты. За них нет смысла бороться.

КОММЕНТАРИИ

РОСПОТРЕБНАДЗОРА...

- А у нас есть такие магазины? - удивилась начальник отдела надзора, анализа и методики в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора Лидия Куракина. - Не встречала. Мы их в плановом режиме не проверяли. Согласно закону фирма должна проработать три года и только после этого мы имеем право приехать с проверкой. Поэтому фирмы-однодневки не попадают в зону нашего внимания. Но если бы поступали жалобы от покупателей, мы бы выехали с внеплановой проверкой. Если бы обнаружили товар без накладных - штраф в размере 50 тысяч рублей. А за продажу контрафакта - штраф в 30 тысяч рублей.

...И ФАС

- Если бы у них на вывеске было «реализация таможенного конфиската», тогда можно было бы их привлечь по статье «недостоверная реклама» и потребовать ее снять, - говорит начальник пресс-службы московского ФАС Елена Покидова. - Но у них же другая формулировка: «таможенный товар». А это вполне может быть тот товар, который просто пересек таможню. Все равно что написать «импортный товар». Так что у нас к ним нет претензий.