\"Карта русского\": дискуссия продолжается

На модерации Отложенный

Инициатива Фонда «Русские», приступившего 9 июля с. г. к выдаче от своего имени соотечественникам «Карты русского», получает все более широкую поддержку со стороны зарубежной русской диаспоры. А вот оценка, которую дал этой инициативе МИД России, заявивший 21 июля устами своего официального представителя А.А. Нестеренко, что эта «провокационная акция разделяет соотечественников по национальному и религиозному признаку», наоборот, встречена многими, по крайней мере, с недоумением.

Кто же формирует пятую колонну?

Заявление МИД РФ, назвавшего акцию по раздаче «Карты русского» «провокационной», свидетельствует о том, что в России отсутствует как какая-либо национальная идея, так и диаспоральная политика, заявил на днях в интервью ИА REGNUM заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько.

«Большинство влиятельных современных государств проводит успешную диаспоральную политику. Эту политику сейчас начали проводить даже Украина и другие страны СНГ. И только Россия, несмотря на мощный экономический и политический потенциал, полностью отказывается от подобного рода действий, несмотря на то, что, по неоднократно озвученным оценкам того же МИД, за пределами России осталось до 25 млн соотечественников», – отметил эксперт.

«Подобные заявления еще раз подчеркивают, по сути дела, полный вакуум в отношении того, что представляет собой само понятие «соотечественник». Если это – не русский, если это – не человек, связанный с Россией и ее титульной нацией, то тогда вообще непонятно, что означает эта дефиниция. Также неясен смысл понятий «российская культура», «российская нация» и «российская диаспора», которыми оперирует МИД. Тем более странно видеть такое боязливое отношение к русским со стороны государства, 80% населения которого составляет именно этот народ. Возможно, подобные заявления представляют собой проявления внутренней государственной политики, которые в таком уродливом виде отражаются в действиях внешнеполитического ведомства Российской Федерации», – считает Безпалько.

«Заявления о том, что раздача «Карты русского» будет якобы «разделять соотечественников по национальному и религиозному признаку» и «давать возможность известным кругам в странах, где планируется выдавать «Карту», обвинить Россию в создании пятой колонны», просто смешны», – заявил эксперт. «Дело в том, – поясняет он, – что любая страна как раз и проводит свою национальную политику в пользу своей национальной диаспоры. Сейчас китайский МИД проводит переговоры с российским по поводу, казалось бы, такого ничтожного события, как закрытие Черкизовского рынка в Москве, который находится от Китая за тысячи и тысячи километров. Тем не менее, Пекин считает, что это затрагивает интересы Китая, поскольку на этом рынке проживала и занималась торговлей большая китайская община. Россия же, с которой себя пытаются ассоциировать миллионы людей за ее пределами, подобным заявлением (как сделал г-н Нестеренко), по сути, дает им пощечину – одну, вторую, третью... За 20 лет существования СНГ можно было бы, оперируя колоссальным человеческим, экономическим и интеллектуальным потенциалом диаспоры, фактически контролировать все пространство бывшего СССР. Но благодаря тем, кто отказывается от разработки подобных концепций, этого не произошло, и, судя по всему, не произойдет», – резюмирует эксперт.

«Российская политика по отношению к соотечественникам за рубежом до сих пор толком не сформулирована в своих самых основных принципах и понятиях, – вторит ему другой российский эксперт, сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский, слова которого приводит то же агентство REGNUM. – И это не удивительно: для определения того, кто за рубежами страны свой, а кто – нет, государству необходимо иметь хоть какую-то более-менее определенную идентичность.

Благодаря эстонским событиям вокруг Бронзового солдата была осознана нежизнеспособность прежней модели признания только гражданской идентичности (Россия – страна россиян, т. е. граждан РФ, а соотечественники за рубежом – граждане РФ, пребывающие за границей). Эта трактовка была направлена на то, чтобы отбросить от России именно проблемы с зарубежными русскими: ведь в политике национальных республик в составе РФ относительно своих диаспор этот гражданский принцип в любом случае не действовал. Сейчас есть осознание того, что надо работать и с иностранными русскими, тем более что они составляют в перспективе ценный потенциал для российской политики. Однако для формирования политики в их отношении не годятся сами формы современной РФ: это государство никак с формальной стороны с русским народом не связано и проводить политику, актуализирующую русскую идентичность, отказывается даже внутри страны, не то что вовне. Ситуация тупиковая, а между тем самоустранение России от политики в отношении русской диаспоры давно стало проблемой не только русского народа, но и самих тех стран, в которых он проживает. Ведь официально проводимая политика по отношению к своей этнической диаспоре – норма международных отношений, а у всех наших близких и дальних соседей она поставлена на действительно широкую ногу.

Но здесь главная проблема, – продолжает эксперт, – менталитет российского чиновничества. Эти люди панически боятся всего, что определяется словом «русский», и готовы изобретать любые оправдания, чтобы ни с чем русским не иметь дело. В заявлении Андрея Нестеренко четко сказано о недопустимости «разделения соотечественников по национальному и религиозному принципу». А по какому еще принципу можно выделять соотечественников? К сожалению, ответ, даваемый нашей властью, сейчас один: по гражданско-наследственному. Тому самому, по которому «российскими соотечественниками» могут объявить себя не только все, к примеру, граждане Таджикистана или Азербайджана, но даже и граждане Польши, лишь бы их предки были когда-то гражданами России. Т. е. делается все, чтобы не работать с собственно русской диаспорой.

Примечательно, – резюмирует Олег Неменский, – что высокого чиновника более волнуют отношения с другими странами, чем с русскими: выделение русской диаспоры он воспринимает как угрозу того, что «известные круги» в этих странах получат возможность «обвинить Россию в создании пятой колонны». Поэтому, очевидно, отдается предпочтение созданию пятой колонны в самой России, путем объявления нашими соотечественниками миллионов инокультурных иностранцев. Впрочем, скорее всего, российскую пятую колонну надо искать выше», – приходит к неутешительному выводу эксперт.

Кстати, у наших соотечественников также закралось подозрение, что этим делом – созданием пятой колонны – занимается как раз российский МИД, во всяком случае, на Украине. Вот какая телеграмма поступила на днях в адрес Фонда «Русские» из Киева: «Я, Василенко Петр Николаевич, генерал-майор в отставке, гражданин Украины, первый украинский военный, который 9 июля в медиацентре газеты «Известия» в Москве получил от Фонда «Русские» «Карту русского» КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ДОКУМЕНТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Я – украинец по национальности, не являюсь «пятой колонной России», как неудачно выразился представитель российского министерства, и не нуждаюсь ни в каких льготах со стороны России. Этот документ дает мне моральное право не чувствовать себя в России «чужим» после того, как нас разделили по разным государствам в 1991 году. Так же считают те 17 млн русскоязычных граждан Украины, о которых вспомнил В.Путин во время беседы с американским президентом в Москве».

«Разве представляют «Карта венгра» или «Карта поляка» (которые раздаются на Украине венгерской и польской дипмиссиями. – Прим. KM.RU), опасность для Украины? – недоумевает Петр Василенко. – Наоборот, эти документы были благожелательно встречены гражданами нашей страны, т. к. облегчают возможность пребывания, трудоустройства, обучения и т. д. на территории Венгрии и Польши. Другое дело – выдача МИД Румынии румынских паспортов гражданам Украины, – отмечает генерал, – что является противозаконным действием по украинскому законодательству. Между прочим, противозаконными действиями занимается и тот же МИД России в Крыму, – напоминает Василенко, – нелегально выдавая украинским гражданам российские паспорта.

Так кто формирует пятую колонну?»

Русская диаспора поддержала «Карту русского»

Как сообщили KM.RU в Фонде «Русские», с каждым днем множатся свидетельства того, что инициатива Фонда по выдаче соотечественникам «Карты русского» пришлась явно ко времени.

«Карта русского» – это то, что не хватало все эти долгие годы, – заявил KM.RU директор Института демографических проблем Игорь Белобородов. – Эта инициатива, быть может, даже несколько запоздала, но все равно очень хорошо, что она наконец-то появилась. И она сулит огромный по своей культурной значимости выигрыш. Это будет выигрыш и информационный, и ментальный, и цивилизационный – какой хотите».

И все же наиболее значимую поддержку своей инициативы, рассказывают в Фонде «Русские», они получают непосредственно от организаций наших соотечественников за рубежом. 30 июня, т. е. еще за 10 дней до начала раздачи «Карт русского», неграждане Латвии выступили с обращением к президенту, премьер-министру и Госдуме России, в котором попросили максимально ускорить разработку и принятие в отношении русского и русскоговорящего населения Прибалтики специального статуса по образцу «российского соотечественника» и ввести в оборот «Карту русского». Т. е. всего того, что и добивается Фонд «Русские».

В обращении, опубликованном на официальном сайте неграждан Латвии, отмечается, что характер государственности Латвии, Литвы и Эстонии поставил проживающих в ней русских людей в униженное и угнетенное состояние, что само по себе являет собой очевидный вызов российскому государству. «Экономическая катастрофа, до которой довели правящие режимы, резко обострила проблему этнического угнетения проживающих в этих странах русских людей (включая в это понятие всех представителей народностей, связывающих неразрывно свои интересы и судьбу с русским народом), – говорится в документе. – В условиях дефицита рабочих мест, социальной поддержки, сворачивания важнейших общественных функций государства из-за отсутствия финансирования первыми страдают именно русские люди, находящиеся не только под давлением экономических обстоятельств, но и этнократической политики режимов».

И вот от всех этих соотечественников, отнюдь не по своей воле оказавшихся в 1991 году за пределами своей исторической Родины и взывающих к ней сейчас хотя бы о моральной поддержке, российский МИД отрекается, бросая их на произвол судьбы. О какой политике российского государства в отношении соотечественников после этого вообще может идти речь?

Между тем десятки миллионов соотечественников, которым МИД РФ отказывает в праве даже называться таковыми (г-н Нестеренко проговорился о том, что власти не только не собираются выполнять Федеральный закон 1999 года о выдаче соотечественникам соответствующего документа, удостоверяющего их статус, но приняли тихой сапой решение откорректировать сам закон), являются огромным потенциалом Русской цивилизации. Это кстати, хорошо понимают враги России, закатившие настоящую истерику по поводу начала реализации проекта «Карта русского».

Начинание Фонда «Русские» вызвало панику среди политической элиты Латвии, сообщал на днях из Риги корреспондент Росбалта. Дошло до того, что проблема «русских карт» будет обсуждаться аж на заседании Комиссии сейма Латвии по национальной безопасности. Председатель Комиссии по национальной безопасности Марис Кучинскис («Народная партия») подтвердил, что на заседании в четверг проблема «русских карт» действительно будет упомянута. По его словам, это – наиболее существенное происшествие, произошедшее за время, пока Комиссия по национальной безопасности находилась в отпуске. А ранее Кучинскис заявил изданию kasjauns.lv, что ситуация с «русскими картами» «очень опасна, и на нее надо обратить усиленное внимание».

Правда, почему-то наиболее болезненно отреагировали на начало выдачи «Карт русского» в Литве – там, где, казалось бы, русская община не играет столь влиятельной роли, как в соседних Латвии и Эстонии. Тем не менее, сообщало агентство Балтинфо, бывший президент Литвы Витаутас Ландсбергис заявил, что «Карта русского» ни много ни мало угрожает безопасности его страны. Впрочем, в чем конкретно состоит угроза, Ландсбергис не уточнил. Тем не менее, это заявление стало поводом для широкой общественной дискуссии в литовских СМИ.

И, надо сказать, г-н Ландсбергис в какой-то мере прав. Ведь собирание воедино разделенной с 1991 года русской нации – ради чего и создан проект «Карты русского» – будет действительно представлять смертельную угрозу для курса на ослабление и дальнейшее расчленение России, который вынашивают все враги Русского мира, включая экс-президента Литвы, да и всех нынешних прибалтийских элит. И в этом деле данным недругам России почему-то очень хорошо подыгрывает российский МИД с его шельмованием проекта «Карты русского».

Кстати, позиция российского внешнеполитического ведомства находит поддержку у определенной части русской диаспоры. Как заявил 14 июля член Всемирного координационного совета соотечественников РФ Андрей Заренков, слова которого приводит Балтинфо, инициатива Фонда «Русские» по раздаче «Карты русского» соотечественникам в странах Балтии пока якобы не дает возможности правового обоснования заявленных целей.

«Несомненно, Россия – свободная и демократическая страна, – декларирует Заренков. – И инициатива Фонда «Русские» только подтверждает существование там здорового и активного гражданского общества. Но я не думаю, что какие бы то ни было общественные, неправительственные организации вправе самостоятельно определять статус взаимоотношений Российского государства с теми, кого оно считает своими соотечественниками за рубежом». На каком основании г-н Заренков так считает – тем более что одной из отличительных черт любой свободной и демократической страны, к коим он безоговорочно причисляет Россию, является как раз активная роль публичной общественной дипломатии, – г-н Заренков, впрочем, так и не прояснил. Кое-какую ясность в истинные мотивы его заявления можно внести разве лишь из того факта, что г-н Заренков является членом Всемирного координационного совета соотечественников РФ – структуры, сам состав которой во многом определяется российским же МИД.

Но голоса противников инициативы Фонда «Русские» все же тонут в хоре той поддержки, которую получает проект «Карта русского» среди наших соотечественников. Да, пока этот проект, как честно заявляет руководство Фонда, носит характер исключительно моральной поддержки наших соотечественников. Но эта поддержка для них крайне важна – особенно на фоне 10-летнего бездействия властей по выдаче соотечественникам соответствующего документа, что предусмотрено, между прочим, не просто какой-то малозначащей бумагой, а Федеральным законом 1999 года.

«И вот когда российский МИД вместо того, чтобы помогать Фонду «Русские», начинает ему мешать – это просто недопустимо, – заявил KM.RU упомянутый выше директор Института демографических проблем Игорь Белобородов. – Возникает вопрос: а это Министерство иностранных дел чьей страны?! Если России – значит, такие инициативы должны приниматься на ура. Реакция МИД, на мой взгляд, должна была звучать так: «Да, извините, что мы до сих пор этого не сделали. Чем вам помочь?» А вместо этого, как известно, МИД попытался попросту ошельмовать проект «Карта русского», не гнушаясь при этом откровенной фальсификации и лжи.

Напомним, что представитель Фонда «Русские» сообщил KM.RU о том, что от имени Фонда г-ну Нестеренко как официальному лицу, озвучившему позицию МИД, будет направлено письмо с настоятельным предложением дезавуировать слова о том, что деятельность Фонда по выдаче «Карт русского» разделяет соотечественников по национальному и религиозному признаку. Также МИД будет предложено изменить публичную негативную оценку, данную действиям Фонда, поскольку эта оценка основана на недостоверных данных. Руководство Фонда заявило о намерении отстаивать доброе имя Фонда «Русские» от клеветы и беспочвенных обвинений – пусть даже и со стороны высокопоставленных государственных чиновников – любыми из предусмотренных в таких случаях законом мерами. Выдача «Карт русского» Фондом «Русские» будет продолжена.