Россия в коротких штанишках с пустым карманом

На модерации Отложенный

В ближайшие несколько лет (2009 - 2012 годы) наше правительство собирается тратить намного больше, чем зарабатывает. То, что называется «жить не по средствам». У этой политики есть одно очевидное неприятное следствие для бизнеса: налоговый и таможенный режим будет неуклонно ужесточаться, в частности, будут расти налоги.

Но есть и другое следствие, столь же неприятное, но пока не столь очевидное. Россия, скорее всего, будет терять пункты кредитных рейтингов, а это приведет к тому, что займы станут для российских компаний дороже, а инвестиции в российские ценные бумаги перейдут в разряд более рискованных.

Рейтинги не на самом высоком, но, по крайней мере, инвестиционном уровне, Россия поддерживала благодаря растущим ценам на нефть и разумной политике сбережения нефтегазовых доходов в специально созданных резервных фондах. Кроме того, за счет нефтедолларов Россия методично сокращала внешний госдолг.

В течение нескольких месяцев картина изменилась на прямо противоположную. Мировые цены на нефть и другие российские сырьевые товары упали, Резервный фонд вот-вот закончится, а ради выполнения данного Владимиром Путиным обещания повысить пенсии разом аж на сорок с лишним процентов правительство впервые с 1998 года подготовило обширную программу заимствований за рубежом. Получается, что главные киты, на которых держатся российские кредитные рейтинги, потихоньку уплывают.

Когда российские чиновники оправдывают свою новоявленную политику «тратим столько, сколько захотим», они любят поминать США , Великобританию и другие страны, которые в период кризиса так же резко увеличили дефицит своих бюджетов. Но насколько такое сравнение оправданно?

Кредитные рейтинги стран G8

\"\"

У США и Великобритании высочайший уровень кредитоспособности. Эти страны могут совершенно спокойно позволить себе занимать сейчас больше, чем обычно. Между тем, у России - наихудший рейтинг среди стран «восьмерки». Он находится на грани потери инвестиционного уровня. Он даже хуже, чем у Китая, и лишь чуть-чуть лучше рейтингов Индии и Бразилии.



В подобных условиях задача правительства России должна заключаться не в том, чтобы тратить направо и налево деньги, подражая имеющим столетнюю кредитную историю американцам или англичанам, а в том, чтобы вести такую финансовую политику, которая позволит сохранить или даже повысить кредитный рейтинг. В мире достаточно инвесторов, которые начали себя чувствовать неуютно в странах, пострадавших от кризиса сильнее, чем Россия, почему бы не воспользоваться случаем и не привлечь их к нам?

Судя по действиям правительства, подобные ожидания - полная утопия. У России был шанс вырасти из коротких штанишек «страны с переходной, развивающейся экономикой» и доказать всему миру, что ее способность разумно и бережливо распоряжаться своими финансами была не исторической случайностью, вызванной кратковременным избытком нефтедолларов, а вполне осознанной, ответственной политикой. Увы.

Гигантские накопления, сделанные правительством за несколько предыдущих лет ($220 млрд в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния на 1 марта 2009 года), оказались не долгосрочным капиталом, призванным стабилизировать экономику страны и дать ей стимулы для развития, для ухода от сырьевой зависимости, а всего лишь случайными деньгами, попавшими в карман озорному российскому гуляке, любящему пошиковать на широкую ногу. Легко и быстро спустить на текущие расходы несколько десятков завалящих миллиардов долларов - это ли не наш фирменный стиль? Ничего кроме тяжелого похмелья такие загулы не обещают. И даже никто не сможет вспомнить толком, куда же делись все эти деньги и почему вокруг такой разгром.

Неудивительно, что, несмотря на прекрасные макроэкономические показатели, международные кредитные агентства не торопились присваивать России рейтинги уровня А. Не было уверенности, что эта красота - надолго. И правильно. Испытания кризисом российская финансовая политика не прошла.

Впрочем, еще есть шанс одуматься. Расточительный бюджетный план на 2010 - 2012 годы, обнародованный Минфином вечером 27 июля, является лишь первым вариантом. И до 1 октября, когда этот план приобретет вид законопроекта и будет внесен в Госдуму, у правительства еще достаточно времени, чтобы его исправить.