В России началась борьба за коррупцию

На модерации Отложенный

Российские правоохранительные органы активизируются в борьбе за собсвтенное участие в антикоррупционной политике. МВД предлагает лишить взяткодателей, добровольно сообщающих о преступлении, возможности избежать уголовной ответственности. СКП, в свою очередь, выступила за создание единого антикоррупционного органа, а Минюст намерен начать экспертизу всего действующего законодательства на предмет коррупционогенности. Тем временем, президент России Дмитрий Медведев призвал не преувеличивать последствия активизации борьбы с коррупцией: он опроверг мнение, что размеры взяток выросли «в разы».

Сегодня СМИ обратили внимание на расхождение, которое получилось в публичном пространстве между МВД и президентом России. Сначала проблемы роста коррупции в программе НТВ комментировал Дмитрий Медведев. Он назвал «враньем» утверждение, что с началом активной фазы борьбы с коррупцией уровень взяток вырос в разы. «Они и так были очень высокими, и считать, что коррупционеры решили в последний раз насосаться крови,- это преувеличение»,- пояснил президент. По его мнению, это, «скорее всего, просто ощущение, что что-то пришло в движение, и поэтому или денег больше требуют, или еще что-то, но это уже сам по себе неплохой сигнал - это означает, что все-таки мы движемся в правильном направлении». Однако уже на следующий день департамент экономической безопасности МВД обнародовал данные, согласно которым величина средней взятки в России в этом году составила 27 тыс. рублей, что почти в три раза больше, чем в прошлом, а количество фактов взяточничества увеличилось почти на треть.

Противоречие бросается в глаза, особенно в ситуации, когда перерыв между заявлениями составляет несколько часов. Однако в действительности, ни о каких разногласиях в оценке ситуации тут нет. Медведев рассуждает как политически лидер, который отвечает за успех антикоррупционной кампании в целом, и ему очень важно показать, что эта политика дает позитивные результаты. МВД важно показать раскрываемость и успешность пресечения преступлений: данные по коррупции были обнародованы в рамках подведения итогов за первое полугодие 2009 года. Эти данные готовятся заранее и, конечно, никто их не сверял с интервью Медведева НТВ.

Тем временем, правоохранительные органы активизируют борьбу за собственное участие в выработке антикоррупционной политики. В прошлую пятницу прошло заседание расширенной коллегии Генпрокуратуры РФ.

По итогам заседания с заключительным словом выступил Генпрокурор России Юрий Чайка, котоырй заявил, что «сейчас в работе по борьбе с коррупцией создан необходимый набор правовых инструментов». С Генпрокурором не согласился глава СКП Александр Бастрыкин, который предложил создать единый орган, который бы занимался расследованием рейдерских и коррупционных преступлений. Необходимо определить юридические и правовые критерии и признаки этого органа. Получается, что в то время как Чайка называет антикоррупционные меры достаточными, Бастрыкин предлагает весьма радикальные меры, вплоть до создания новых органов власти. Очевидно, что создание такого координирующего органа способно «разбавить» влияние Генпрокуратуры на определение антикоррупционной политики. Примечательно, что текст выступления Бастрыкина не был опубликован на официальном сайте Генпрокуратуры, в отличие от доклада первого зама Чайки А.Буксмана и заключительного слова самого Чайки. При этом на сайте СКП был полностью отражен текст доклада Бастрыкина и отсутствовали какие-либо следы присутствия на коллегии Чайки. Конфликт между прокуратурой и СКП продолжает сохраняться на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют даже такие казалось бы незначительные детали.

Тем временем, в борьбе с коррупцией активизируется и Минюст. До сих пор главную роль в экспертизе законодательства играла Генпрокуратура, и теперь здесь у нее появился политически влиятельный конкурент со стороны Минюста. Выступая на расширенной коллегии Генпрокуратуры, Чайка заявил, что именно его ведомству «принадлежит ведущая роль» в экспертизе «нормативных правовых актов и их проектов». Минюст иного мнения: ведомство Александра Коновалова претендует на экспертизу всего действующего законодательства, оставив прокуратуре только проекты. По данным «НГ», следующим шагом президента России будет наделение Минюста полномочиями проведения антикоррупционной экспертизы всего массива действующего законодательства.

Если органы власти в России будут с таким рвением бороться с коррупцией, то ее масштабы в рамках официальной статистики действительно вырастут в разы, и Медведеву придется искать баланс между корпоративными интересами силовых ведомств, которым важно показывать высокий результат по раскрываемости, и политическими интересами власти, для которой необходимо демонстрировать снижение уровня коррупции в стране.