Тайна \"загадочной русской души\"

На модерации Отложенный

На выходных ехал в такси, разговорились с водителем. Он вспоминал, как работал в таксопарке ещё в советское время, и однажды ему довелось везти француза. При нём был переводчик, и шофёр поинтересовался у иностранца: мол, чем советские люди отличаются от европейцев? На удивление, француз ответил коротко и ясно:

- Когда европеец видит что-то необычное, он восклицает: «Ни фига себе!» А русский человек говорит: «Ну и фиг с ним...»

Вот такое наблюдение 20-летней давности. Чётко и просто. И насколько точно, ёмко! Мы ведь чудовищно эмоционально скупы. Мы не можем открыто удивляться, наша первая реакция на увиденное - это сомнение, это критика, это негатив. Мы не умеем радоваться за другого человека, который что-то сделал, который не остался в той статике, в которой пребывает большинство. Мы отвергаем, не поняв и не почувствовав - даже не попытавшись почувствовать.

Что это - плохо скрываемая зависть? Мы боимся, что сами так не сможем, а оттого ненавидим того, кто хотя бы попытался? Каждый, кто бывал в Европе, видел, как легко и весело проходят народные гулянья, какая атмосфера царит на улицах и площадях, с каким радушием встречает публика артистов, выступающих для народа - и всякий знает, какая гнетущая обстановка царит на наших «массовых мероприятиях», традиционно заканчивающихся попойкой и дракой.



Мне неприятно осознавать это, но принять правду рано или поздно придётся. Миф о нашей «загадочной душе», сделанный на экспорт и для самоубаюкивания, не должен вечно держать нас в полугипнотическом сне бесконечного довольства собой. Алкоголизм, детские дома, аборты, хамство на дороге и в магазине, разврат на турецких курортах - вот портрет нации, а вовсе не Чайковский, балет и литература! Душевная чёрствость, наплевательство и раздутое самомнение - вот те черты, которые являются определяющими для населения, которое проживает на территории России.

«Почему мы, такие распрекрасные, настолько херово живём?!» - год за годом слышится истеричная претензия. Да потому, что живём мы так, какие мы есть. И пока мы не избавимся от комплекса беспочвенного превосходства, пока не откроем друг другу сердца, пока не вылезем из своих коконов равнодушия - будем жить в дерьме и как самое настоящее дерьмо.

И спасибо безвестному французу за правду.