Deutsche Bank уличили в незаконной слежке

На модерации Отложенный

Вслед за корпорациями Deutsche Telekom и Deutsche Bahn в незаконной слежке за конкурентами, собственными топ-менеджерами и акционерами уличен Deutsche Bank. И хотя в деталях история выглядит скорее комичной, последствия для ведущего банка Германии могут оказаться разрушительными.

На минувшей неделе пресс-служба Deutsche Bank опубликовала пресс-релиз, в котором, в частности, сообщалось, что юридическая фирма Cleary Gottlieb Steen & Hamilton, проводившая по заданию банка расследование \"сомнительных действий по сбору информации и наблюдению\", предпринятых нанятой банком фирмой, представила заключительный доклад и что прокуратура Франкфурта теперь рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Банк фактически подтвердил то, о чем в последние несколько недель говорили немецкие журналисты: вслед за Deutsche Telekom и Deutsche Bahn немецкий банк стал третьей крупнейшей германской корпорацией, честь, репутация и, что важно, топ-менеджеры которой могут серьезно пострадать в результате нового шпионского скандала.\"Сомнительные действия по сбору информации и наблюдению\", то есть незаконная слежка и шпионаж, оказавшиеся теперь в центре внимания СМИ и прокуратуры, начались в 2001 году, когда в прессу в результате утечки попало содержание квартального отчета банка. Информация была не самой секретной, ее в любом случае опубликовали бы, а сама утечка не нанесла никакого ущерба банку. Тем не менее в банке не стали ждать, когда \"крот\" передаст журналистам что-то действительно важное, и решили его вычислить. Здесь, судя по всему, у сотрудников службы безопасности сработало классовое чутье. Из всех претендентов на роль \"крота\" был выбран известный профсоюзный деятель Геральд Херманн, представлявший профсоюз в наблюдательном совете банка. За ним, а также за сотрудником агентства Reuters, который опубликовал квартальный отчет, была установлена слежка.

По данным еженедельника Der Spiegel, который сыграл основную роль в разоблачении \"сомнительных действий по сбору информации\", сотрудники службы безопасности банка и нанятые ими частные детективы принялись прослушивать телефонные разговоры Херманна, а также установили за ним наружное наблюдение, надеясь определить, где он встречается с журналистами. Доказательств найти не удалось, слежку сняли. В конце мая, когда Deutsche Bank впервые признал, что некоторые из действий его сотрудников были \"сомнительными\", Херманну принесли официальные извинения. Судя по всему, он ими удовлетворился. Чего нельзя сказать о другой жертве слежки — инвесторе Михаэле Бондорфе, в отношении которого осуществлялась настоящая шпионская операция.

Михаэль Бондорф — один из самых известных акционеров Deutsche Bank. Не потому, что он владеет каким-то огромным пакетом акций. А потому, что он так называемый акционер-активист: он критикует топ-менеджеров банка, любит задавать массу неприятных вопросов, всегда готов подать в суд. Его участие в собрании акционеров банка — гарантия того, что собрание не будет скучным. После одного такого собрания в 2006 году терпение главы наблюдательного совета Клеменса Берзига лопнуло. Он вызвал к себе главу департамента по связям с инвесторами Вольфрама Шмитта и поручил ему \"разобраться с тем, кто такой Бондорф и не работает ли он с Лео Кирхом\".

Лео Кирх — некогда один из богатейших людей Германии, владелец медиаимперии, в которую входили газеты, журналы, телеканалы и издательства, обладавший правами на показ всего, что может приносить прибыль,— от \"Формулы-1\" до чемпионата немецкой бундеслиги и чемпионатов мира по футболу. В 2002 году KirchMedia разорилась, компании, входившие в нее, были приобретены конкурентами, а сам Кирх принялся судиться с Deutsche Bank, обвиняя его в банкротстве своей империи. Фактически Лео Кирх был врагом номер один для Deutsche Bank. Этим и объясняется то, что топ-менеджеры банка сочли неудобного акционера Бондорфа его тайным союзником, чуть ли не пытавшимся уничтожить банк изнутри.

Банк опровергает всякую связь председателя наблюдательного совета Берзига со слежкой. Как бы то ни было, вскоре после описанного немецкими журналистами разговора Берзига и Шмитта служба безопасности банка наняла частных детективов, чтобы следить за Бондорфом. По словам знающих Бондорфа людей, акционер-активист необычайно строг во всем, что касается бизнеса. Зато вне офиса он проявляет поистине средиземноморскую любовь к жизни. Этим и решили воспользоваться детективы. На Ивису, где у Бондорфа вилла, под видом туристов отправились два оперативных работника.

Им даже удалось арендовать эту виллу.

Тем временем еще одна сотрудница детективного агентства сумела установить намного более интимный контакт с акционером Deutsche Bank. Даже сейчас, когда Бондорф знает, что она была шпионкой, он рассказывает о ней почти с удовольствием. \"Тогда ей было 23 года, очень привлекательная бразильянка. Она заговорила со мной в кафе и завлекала меня\",— цитируют Бондорфа германские СМИ. По его словам, с ним такое происходит редко, однако вскоре он повез ее к себе домой. Там она с необычным для первого знакомства любопытством задавала ему множество вопросов. Через два часа, рассказывает Бондорф, он отвез ее на автобусную остановку. После этого они встречались еще несколько раз.

По словам Бондорфа, представители банка, сообщая ему о слежке, которая велась в 2006 году, признали, что сотрудники детективного агентства использовали и вполне стандартные методы: прослушивали телефонные переговоры и записывали его перемещения на видеокамеру. Правда, отснятого детективами материала ему так и не показали.

В банке говорят, что, за исключением этих двух случаев, прочие факты \"сомнительных действий по сбору информации и наблюдению\" не представляют никакого интереса для прокуратуры и других органов, которые ведут сейчас расследование (кроме прокуратуры этим делом занимаются финансовый регулятор BaFin и ведомство по защите информации земли Гессен.). Например, в одном из случаев детективы пытались установить \"маячок\" на автомобиль Германа-Йозефа Ламберти, члена правления банка, а затем отправили ему на дом букет цветов, в котором был спрятан микрофон. И \"маячок\", и микрофон были муляжами, и пресс-служба банка заявляет, что целью операции было выяснение того, насколько уязвимы системы безопасности.

Сейчас многие эксперты говорят, что попытки сотрудников службы безопасности Deutsche Bank и привлеченных ими детективов следить за акционерами и топ-менеджерами банка выглядят почти невинно на фоне грандиозных шпионских операций, осуществлявшихся в Deutsche Telekom и Deutsche Bahn. Телекоммуникационная компания занималась тотальной слежкой и прослушиванием телефонных разговоров своих топ-менеджеров, которых она подозревала в организации утечек информации о предстоящих сделках, а также о секретных планах по сокращению рабочих мест в 2006-2007 годах. Делалось это по непосредственному приказу генерального директора компании и председателя совета директоров. Теперь им пришлось уйти в отставку. В Deutsche Bahn с помощью тайной слежки за сотрудниками пытались обнаружить не только утечки информации, но и потенциальных коррупционеров: под наблюдение попали 173 тыс. сотрудников компании. При организации \"сомнительных действий\" обе компании пользовались услугами одного и того же подрядчика — Network Deutschland GmbH.

Эксперты высоко оценивают роль в расследовании генерального директора Deutsche Bank Йозефа Аккермана, который, судя по всему, не имел ни малейшего представления о происходившем в его банке и сам инициировал независимую проверку, поручив его юридической фирме с хорошей репутацией. Теперь Аккерман всячески сотрудничает со следствием. Злые языки, правда, сомневаются в совершенной бескорыстности Аккермана. Скандал грозит неприятными последствиями главе наблюдательного совета Клеменсу Берзигу, а с ним у Аккермана очень непростые отношения. Берзиг даже хотел занять место Аккермана, однако потерпел неудачу. И чем громче будет шпионский скандал, тем меньше у него шансов на успех в будущем.

По мнению многих, у дела Deutsche Bank большие судебные перспективы. Во всяком случае, об этом намерен позаботиться один из главных пострадавших — Михаэль Бондорф. \"Я недвусмысленно дал понять Deutsche Bank, что не позволю отделаться от себя простым представлением информации о слежке\",— цитируют Бондорфа немецкие газеты. Он твердо намерен подать на банк в суд, требуя полного раскрытия подробностей противозаконных детективных операций и возмещения морального ущерба. Кроме того, нельзя забывать, что Бондорф — акционер банка, и, зная его, можно предположить, что впереди у главы наблюдательного совета Берзига одни только проблемы. Против банка может выступить и враг номер один — Лео Кирх. По словам Бондорфа, Кирх тоже был объектом слежки, а в адвокатскую контору, которая представляет его в спорах с Deutsche Bank,— Bub, Gauweiler und Partner — детективы пытались внедрить своего человека. Учитывая, что шансов на победу в нынешних.