Есть ли счастье на работе

На модерации Отложенный

Идея исследовать этот фундаментальный предмет пришла в голову после того, как в разгар нынешнего кризиса, то есть где-то зимой, когда вера в счастливое будущее сильно пошатнулась, а по офисам поползли слухи о второй волне и весенних сокращениях, на глаза попалась крохотная новость о создании в одном из банков одной из стран Южной Америки должности CHO (Chief Happiness Officer). У человека, занимающего эту должность, вполне конкретные функции: помогать сотрудникам адаптироваться к новым условиям, противостоять любым страхам и не чувствовать себя марионетками в руках своенравного руководства. Очень похвальная миссия.

Первые поиски подобных мировых аналогов не дали практически ничего. Единственное, что удалось обнаружить - это материалы и сайт популярного бизнес-тренера Александра Кералфа, а также наличие такой должности у персонажа сети фаст-фуда McDonalds, всем знакомого клоуна Рональда. И если первое - это, при всем уважении, чистейший воды бизнес, то второе - это чистейший воды маркетинг.

А что же люди, которые ежедневно переживают стресс из-за вмешательства фортуны в их более-менее стабильную жизнь, жизнь, которая на две трети состоит из работы (с учетом дороги туда и обратно)? Конечно, сегодня многое изменилось. Сотрудники компаний стали более сведущи в сфере своих прав и прав работодателя, появились бесплатные юридические консультационные центры, интернет сообщества-братства уволенных и оскорбленных, тренинговые сайты, пестрящие программами «Как грамотно уволить сотрудника?» и «Как пережить увольнение». Все это хорошо, но что же происходит в офисах? Чувствуем ли мы себя счастливыми и удовлетворенными? И нужно ли думать о том, чтобы такая должность, как Главный по счастью стала не исключением из правил, а правилом?

По данным медиков, от 10 до 20% населения Земли страдают тяжелыми формами депрессий и нуждаются в серьезной медицинской помощи. Еще 20 - 30% жителей планеты постоянно испытывают стресс, который поддается коррекционному психотерапевтическому лечению. По данным социологов, жители крупным мегаполисов наиболее часто страдают различными формами психических расстройств и редко испытывают счастливые минуты. 37 % самых богатых американцев из Fortune 500 менее счастливы, чем среднестатистический американец. В рейтинге самых счастливых стран за 2008 год в списке из 97 участников первое место принадлежит Дании. В этой стране корпорации имеют четкое представление о благополучии своих сотрудников в рабочее время. Это же объясняет так называемое «скандинавское чудо» (Nordic Miracle) - экономический успех скандинавских компаний, таких как Carlsberg, IKEA, LEGO, Maersk и NOKIA. Похожие примеры есть и Америке. Успех Disney, Google и Southwest Airlines был бы невозможен без бережного отношения к сотруднику не только как к запрограммированной на работу машине, но и как к человеку. Россия же в этом списке занимает 8-е место с конца. Во многом, конечно, благодаря экономической и социальной незащищенности своих граждан, в том числе и на работе.

Недавнее исследование компании Synovate (июнь 2009 года) подтвердило, что 30% наших сограждан ходят на работу преимущественно ради денег.

Причем, чем мы становимся старше, чем большую роль играет презренный металл в нашей жизни, тем больше мы боимся оказаться не у дел. Казалось бы, становление личности должно быть закончено годам к 30 - 35, когда накопленный опыт, ошибки и работа над ними позволяют, наконец, расслабиться и начать получать удовольствие от труда. В зрелом возрасте человек может и должен думать о самореализации. Так, по крайней мере, происходит в развитых странах. В России же с возрастом деньги начинают играть все большую роль, и потеря их может обернуться настоящей трагедией. 33% опрошенных заявило, что больше всего на рабочем месте их беспокоит заработная плата, 15% не уверенны в завтрашнем дне и только 6% думают о профессиональном и личном развитии.

В период кризиса все фобии заметно обостряются. Около 55% россиян на протяжении всех кризисных месяцев выражают опасения быть уволенными, боясь в одночасье потерять возможность не только мазать масло на хлеб, но и собственно хлеб. Кристоф Андрэ, французский практикующий врач-психиатр, преподаватель университета в Париже, автор многих книг об искусстве счастья, сказал, что «сопротивление рождает хроническую усталость и нежелание жить». Сопротивление нынешней ситуации, постоянный страх, мутирующие слухи, молчание начальника или просьба зайти к нему в кабинет оборачиваются прогрессирующей апатией работников. Это подтверждают и другие источники. Опрос, проведенный группой компаний HeadHunter в июне этого года, подтвердил, что сегодня «уровень удовлетворенности офисными сотрудниками местом работы крайне низкий: 40% задумываются об увольнении хотя бы раз в день».

Тем не менее, на вопрос компании Synovate, кто же должен помочь сотруднику справиться с ситуацией и поддержать морально, россияне ответили на удивление самонадеянно. 52% вообще не намерены перекладывать свои проблемы на плечи кого бы то ни было, и будут справляться с трудностями самостоятельно. За советом к близким и друзьям обратятся только 8%. 6% возлагают надежды на правительство, которое как раз сейчас играется с социальными программами, не думая о том, сколько уставших, опустивших руки людей после сокращений и увольнений окажутся на улице с мизерным пособием по безработице в руках. Психотерапевты получили всего 2% голосов, а вот средства массовой информации кредита доверия вообще не получили (см. Рис. 1).

Рисунок 1.
Кто должен В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ помогать бороться с проблемами на работе?

\"\"

28% россиян все же указали в качестве опоры начальника или мифического специалиста по вопросам лояльности. Сегодня эту функцию несет HR специалист, но все мы знаем, что меньше всего и начальник, и HR менеджер озабочены нашим с вами душевным благополучием и счастьем, ведь речь идет не о корпоративных праздниках, не о трудовых подвигах, не об оценках персонала и рисовании лестниц роста, не о презентациях руководству и акционерам. Речь идет о простом человеческом участии, а с этим у нашего бизнеса дела обстоят не просто плохо, а совсем никак.