Просроченный смех давно пора сдать в утиль

На модерации Отложенный

Главный итог нулевых - отсутствие итога, промежуточность, межсезонье, исторический ХХ, в отличие от ХХ календарного, тоже ведь начался не в нулевых, но с началом Первой мировой. Так что, возможно, начало XXI-го всё ещё впереди. Просто для освещения тех или иных событий (особенно это касается написания некрологов) удобно постоянно закрывать ушедший век, от которого каждый раз отрывается и уходит в вечность еще одна, очередная льдина...

...это я к тому, что Петросян - одно из немногих явлений, о котором можно сказать, что оно окончательно и бесповоротно осталось в прошлом. Смена парадигмы в общественном юморе - штука тонкая, эквалайзер общего понимания забавного настраивается дольше товарно-денежных отношений, а действует не в пример политико-экономической погоде, привязанной к курсу доллара, чётче, а главное, дольше. Судьбоноснее.

Нынешним посетителям сайта, имеющим короткую память, следует напомнить, что еще какое-то время назад Евгений Петросян имел практически полную дискурсивную монополию на телевизионный (а следовательно, весь, какой есть) юмор.

Именно из кучкующихся вокруг него и пестуемых им же артистов сложился пул исполнителей, наполнивших главные юмористические передачи рубежа веков - «Кривое зеркало» и «Аншлаг». Над участниками этих шоу было принято смеяться, сборную этих неприятных и уродливых персонажей презирали, но рейтинги показывали, что при этом и употребляли так, что никакой водке не снилось.

Альтернатива Петросяну выросла из «КВН», который со временем превратился из самодеятельного студенческого обозрения в бронебойную тяжелую артиллерию шоу-бизнеса, выработав определенную жанровую парадигму, пришедшую на смену Петросяну.

Сам-то Петросян наследовал доктрине безопасного советского юмора («и такие Гоголи, чтобы нас не трогали...»), когда острее «тёщи» или проблем с «водопроводчиком» не шутили. Поэтому когда в «Комеди клабе» начали бить прибаутками ниже пояса, картонная империя Петросяна затрещала и была сметена новым типом отношения к юмористическим возможностям.

Все-таки «Комеди клаб», «Комеди вумен», «ПрожекторПерисХилтон» (чувствуете неслучайную английскость названий?) с их интересом к гениталиям и нетрадиционному сексу подходят нулевым, окончательно переориентировавшимся с коллективных (родовых и классовых) ценностей на индивидуальные (индивидуалистические), когда интерес к собственному телу оказывается началом освоения нового мира.



И тут самое интересное - это сравнить Петросяна с каким-нибудь западным аналогом. Ну, скажем, с Роальдом Аткинсоном, создавшим законченный образ Мистера Бина. Смешной и нелепый в шоу, в жизни Анктинсон глядит в интеллектуалы и скупает полотна импрессионистов. Евгения Вагановича тоже, говорят, неоднократно видели на антикварных аукционах, хотя для того, чтобы понять уровень эстетических притязаний артиста и человека, достаточно взглянуть на его жену - Елену Степаненко.

Мистер Бин, несмотря на то, что совершенно не касается политики или, тем более, общественных вопросов, являет собой законченный, а главное, узнаваемый психологический тип. Это инфантил-грудничок-городской одиночка, умеющий потреблять, но не способный отдавать...

И, как бы Бин ни был нелеп, во всех его реинкарнациях и превращениях есть чёткая и жёсткая логика. Персонажи Петросяна имеют такую же привязку к действительности, как Майкл Джексон. То есть это фантазии на тему социума, приблизительные и «вообще».

Вообще - это в смысле перемолотости, пережёванности смыслов. Ибо для того, чтобы отечественный зритель мог потреблять отечественный юмористический продукт, тот должен быть предельно понятным, сугубо диетическим. Ну, да-да, как для фундаментальных инфантилов и грудничков.

Это, впрочем, всего отечественного шоу-бизнеса касается, который для пущей коммерческой надёжности должен бить наверняка, а следовательно, мимо всех зон риска одновременно.

В этом смысле, конечно, резиденты «Комеди клаба» повзрослее и порисковее будут. В этом смысле, конечно, они выказывают реальное взросление общества, повышение низового самосознания и роста доходов куда нагляднее, чем цифры статистических выкладок.

Расставаться с прошлым, смеясь, - психологически правильно. Так же правильно сдавать просроченный, многократно проданный смех в утиль.