Черкизоны неист­ребимы, пока есть бедность и коррупция

На модерации Отложенный

Меньше всего хочется оправдывать существование Черкизовского рынка и ему подобных жутких заведений. Пусть даже объективными обстоятельствами, главный из которых - бедность населения. Вернее, той его немалой части, для которой перед критерием цены товара меркнет все: убогое качество, нелегальность происхождения и уж, конечно, неуплаченные в бюджет налоги и пошлины. Безусловно, наводить порядок и пресекать криминал нужно. Кто мешал делать это все годы процветания «Черкизона» - это, как говорят в голливудских фильмах, вопрос на миллион долларов. Точнее, на многие миллионы, судя по количеству найденных контрабандных товаров.

Безболезненное и не сопряженное со скандалами исчезновение «черкизонов» в России может быть только эволюционным: их должна вытеснить торговля в более цивилизованных формах. Но ее развитие, как и увеличение доходов покупателей, - процесс длительный, особенно учитывая страшную пропасть между бедными и богатыми регионами. Видимо, принимая во внимание кризис, власти решили не ждать милостей от экономики и сделать все быстро. Получилось откровенно топорно.

Во-первых, крайне неудачно выбран момент. Кризис и без того больно ударил по доходам, а на рынке работали десятки тысяч людей. И далеко не все они гастарбайтеры и нелегалы. К тому же «Черкизон» снабжал дешевым ширпотребом регионы, а значит, удар нанесен и по многочисленным людям, участвовавшим в организации и обслуживании этих товарных потоков, и по потребителям.

Наконец, в разгар кризиса накалять социальную обстановку в столице, удобрять почву для криминала и межэтнических столкновений - это как минимум неразумно.

Во-вторых, совершенно некстати подпортили отношения с Китаем. Скорее всего, те, кто принимал решение о закрытии рынка, не ожидали «международных» побочных эффектов. Тем более в такой серьезной форме, как приезд делегации из Пекина с замминистра торговли во главе. Да и освещение всей истории в китайской и международной прессе, мягко говоря, не принесло России имиджевых дивидендов.

Польза для экономики в закрытии «Черкизона» не просматривается, и это самое главное. Говорят, что таким образом хотят дать стимулы развитию российской легкой промышленности. Даже слушать смешно. По данным ВТО, в 2007 году в общей стоимости всего мирового экспорта одежды на один только Китай приходилось более трети, а вместе с Гонконгом - более 40%. Да и статистики никакой не нужно. Достаточно зайти в любой большой магазин в любой стране мира и взглянуть на ярлыки. Как минимум на половине будет написано «Made in China». А если не «China», то «Vietnam» или «Turkey». Замечу, что и в Европе, и в США импорт одежды из Китая регулируется квотами, а размах коррупции на порядок скромнее нашего. Что Россия может предложить в плане конкурентоспособности, чтобы противостоять мощной азиатской индустрии, не уморив при этом своего потребителя инфляцией или дефицитом?