Салям алейкум, москвичи!

На модерации Отложенный

Наши чиновники и политики часто с гордостью заявляют, что Москва в последние годы превратилась в современный мегаполис, не отличающийся по количеству дорогих автомобилей, отелей и бутиков от крупнейших столиц мира. При этом, однако, забывают, что победное шествие рыночной глобализации, в которое вовлечена наша страна, неизбежно порождает и проблемы, связанные с возникновением в больших городах замкнутых мигрантских анклавов. 

“ДО ДУШАНБЕ РУКОЙ ПОДАТЬ”

Так мне со снисходительной улыбкой объяснил пожилой москвич неподалеку от Тишинской площади. Беззлобно так сказал и рукой махнул: “Во дворах смотрите...” Во дворах действительно кучковались группки людей восточной внешности в рабочих оранжевых куртках. Было обеденное время, кто-то из них разговаривал, курил, кто-то перекусывал на лавочке. А один парень сидел в одиночестве и с улыбкой смотрел в свой мобильный телефон. К нему я и подсел. Разговорились. Оказывается, Зафар смотрел в мобильнике на фотографии двух своих детей, мальчика и девочки, которые ему прислала из Таджикистана жена.

- Русские будут! - радостно говорил Зафар, не отрывая взгляда от мелькающих в мобильнике фото.

- Русские? - не понял я.

- Ага! Таджикско-русские. Они здесь родились, а потом жена увезла их домой. Как устроюсь на хорошую работу, я их сюда позову.

- А сейчас у тебя работа какая?

- Дворник. Нас пятнадцать в одной квартире живем, много работаем, мало получаем. А я еще дети хочу. Меня дядя на стройку обещал взять, там я больше получать буду.

- Давно ты в Москве, Зафар?

- Три года уже. Ты думаешь, наверное, раз таджик, так обязательно глупый, да? - беззлобно улыбнулся Зафар. - А у меня дедушка учитель русский язык был, и я учитель мог быть, но сюда приехал, потому что деньги семье нужны. Может, мой сын учитель будет. Да? Как в Советский Союз. Мой дед говорил, что тогда вместе все жили и хорошо всем было. Да?

МОСКОВСКИЙ СССР

Не знаю, Зафар, так ли уж хорошо всем жилось когда-то в Советском Союзе. Но то, что своеобразный мини-СССР, только уже, конечно, с новыми капиталистическими правилами, вполне может возродиться в пределах МКАД, очень может быть. Причем вместе с вьетнамскими и китайскими автономными областями. Вот последние данные исследований Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии, которые говорят о том, что уже сегодня в Москве наметились очаги возможного формирования национальных анклавов.

\"\"

В зеленых кружках приведен средний процент мигрантов в районе.

ЗАПАД:

Район Куркино - при населении 40 тыс. доля приезжих составляет 24,5%, то есть 9800 человек. При этом число узбеков здесь в 18 раз выше, чем в среднем по Москве.

Дорогомилово - при населении 63,2 тыс. приезжих здесь 35,1%, то есть более 22 тыс. Основной процент - украинцы.

Филевский парк и Тропарево-Никулино - при общем населении этих районов 165 тыс. приезжих здесь 43%, то есть более 70 тыс. При этом тут сконцентрировано в 2-3 раза больше таджиков, чем в других местах столицы.

ЮГ:

Черемушки, Ломоносовский, Зюзино - при общем населении 246 тыс. человек здесь находится от 18,2 до 19% приезжих, то есть до 46 тыс. Армян, грузин, чеченцев среди населения этих районов в 1,5 раза больше, чем в среднем по Москве.

Северное Чертаново, Нагорный, Донской, Бирюлево - при общем населении 400 тыс. приезжих от 17,3 до 20%, то есть до 80 тыс. человек. Доля армян, азербайджанцев, таджиков и узбеков в 1,5-4 раза выше, чем в среднем по Москве.

ВОСТОК:

Вешняки - при населении 102 тыс. мигрантов 41,8%, то есть 42 тыс. При этом азербайджанцев здесь в 5 раз больше, чем в среднем по Москве, таджиков - в 6 раз, узбеков - в 12 раз.

Измайлово - при населении 108 тыс. приезжих 35,9%, более 72 тыс. человек. Что характерно: доля китайцев здесь превышает среднемосковские показатели в 56 раз, а вьетнамцев - в 35 раз.

Восточный - население 12,7 тыс. Мигрантов - 19% , то есть 2,5 тыс., в основном таджики.

СЕВЕР:

В Восточном Дегунине, Левобережном и Войковском районах проживает 206 тыс. человек. Мигрантов тут от 19,3 до 22,9% населения, то есть более 47 тыс. Доля азербайджанцев здесь в 5 раз с лишним превышает средние значения.

Следует учесть, что эти исследования проводились в соответствии с данными всероссийской переписи 2002 года, поэтому на сегодняшний день количество прибывающих и “уплотняющих” собственные будущие анклавы мигрантов наверняка выросло. Перепись к тому же проводилась без проверки паспортов, и ответы опрашиваемых воспринимались на веру, то есть те, кто говорил о себе “русский” вместо, например, “азербайджанец” или “украинец”, таковыми и записывались. Кроме того, невозможно подсчитать, кто из приезжих арендует жилплощадь, а кто уже купил ее. По данным риелторских агентств, предпочитают приобретать столичные квартиры больше выходцы из Армении, Азербайджана, Грузии, многие из которых приехали в Москву еще во времена СССР. Таджики и узбеки все больше снимают квартиры и комнаты в складчину, что, однако, не отменяет проблемы создания анклавов, ведь жить и работать так можно десятилетиями, да и позже, поднакопив средств, что-нибудь и купить...



Насколько же возросло число приезжих в Москву с 2002 года? По данным ФМС, на конец 2008 года в столице было зарегистрировано более 1 млн 800 тыс. иностранных граждан. Тогда были выданы разрешения на въезд более 400 тыс. мигрантов, что составляло 123,1% годовой квоты на 2008 год. За первые четыре месяца 2009 года в Москве было официально зарегистрировано 350 тысяч иностранных мигрантов, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сообщению Департамента труда и занятости населения Москвы, квота на нынешний год составляет 392 тыс. Работодатели уже подали 1 млн 380 тыс. заявок на привлечение иностранцев, однако, после того как власти рассмотрели их обоснованность, список сократился до 250 тыс.

Такое положение дел, конечно, мало сочетается с неоднократными жесткими заявлениями мэра Москвы Юрия Лужкова, который говорил, что в столице должны работать не более 200 тыс. трудовых мигрантов. Получается, что сегодня, в период кризиса, в Москве находится около 2 миллионов мигрантов. И это только официально зарегистрированных!

ЧЕМ ГРОЗИТ И КАК С ЭТИМ БЫТЬ?

Похоже, что на сегодняшний день ни у руководства города, ни у экспертов, занимающихся проблемами мигрантов, нет единого мнения, что с таким приближающимся будущим нашего “современного мегаполиса” делать. Например, в прошлом году была озвучена инициатива московского правительства, в которой предлагалась идея строительства на юге Москвы городков компактного проживания для иностранных рабочих. Планировалось создать в районах столичных строек мобильные двух- и трехэтажные, оснащенные минимальными удобствами дома, где иностранные рабочие могли бы жить, где их охраняла бы милиция и где не возникало бы проблем с незаконной регистрацией, антисанитарией и криминалом. По словам одного из авторов этой идеи, старшего научного сотрудника Института социологии РАН Игоря Кузнецова, такие городки не могут перерасти в анклавы, потому что население их меняется и они контролируются государством.

Но вот какого мнения придерживается руководитель проектов направления “Муниципальное экономическое развитие” фонда “Институт экономики города” Денис Визгалов:

- Если эти планы осуществятся - городу придется плохо. Как только создается специальный мигрантский район, мгновенно падает стоимость жилья около него. А раз она падает - сразу же туда, в прилегающие районы, начинают селиться такие же мигранты.

- Анклавизация - самое опасное, что у нас может быть, - признается председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев. - Если возникнут кварталы с вывесками на иностранном языке, мы реально получим те же проблемы, что и в мировых столицах.

ГРАЖДАНСТВА И КОМФОРТА


Единого решения этой проблемы нет.

Например, английский вариант подразумевает жесткую миграционную политику, когда за одно нарушение миграционного законодательства гастарбайтера депортируют домой без права возвращения в страну.

Второй, шведский, направлен на полноценную ассимиляцию мигрантов, которых в принудительном порядке обучают языку, традициям и нормам права, а также предоставляют им квартиры, которые максимально удалены от мест проживания их соплеменников.

У нас же сегодня ни на ассимиляцию, ни на депортацию в бюджете достаточных средств не хватает. Мигранты едут, несмотря на кризис, благо спрос на низкооплачиваемых строительных рабочих и работников коммунальных служб в Москве растет. Еще десять лет назад доля коренного населения РФ составляла 92% , а сегодня - 85%.

Конечно, приток мигрантов - процесс естественный, необратимый и даже необходимый государству. Трудовая миграция - важный сегмент рынка для российских городов, стремительно теряющих трудовые ресурсы. По подсчетам специалистов, если бы все гастарбайтеры вдруг покинули Москву, то в два-три раза выросли бы цены на коммунальные услуги, проезд в маршрутных такси, стоимость квартир в строящихся домах тоже бы повысилась.

Но ведь это не означает, что проблемы не существует!

Любое государство имеет право защищать свой культурный и научный потенциал и приращивать себе равных, а не будущих бездельников. Попробуйте, например, без специального образования и знания языка получить рабочую визу в Великобританию или США!

И если даже, как считает эксперт фонда “Институт экономики города” Денис Визгалов, Москве сегодня еще далеко до анклавизации - хотя бы потому, что наши мигранты отличаются от тех же французских тем, что приезжают “вкалывать”, а не за гражданством, - еще, как говорится, не вечер.

ВСЕМ ЛИ?

Фантастика, скажете вы, Россия, мол, совсем другая.

Ну да, и распад СССР казался недавно фантастикой - и однако же живем сегодня, как весь “цивилизованный” мир...

Когда на лавочке вблизи Тишинской площади я закончил разговор с Зафаром (единственным, кстати, из его земляков, кто сносно изъяснялся во дворе по-русски), парень поднялся и начал старательно подметать территорию возле одного из домов.

- Ах, как хорошо, молодой человек, что вы решили именно в этом месте убрать! Огромное вам спасибо.

- Для своих детей стараюсь, бабушка, - с улыбкой кивнул ей Зафар.