Откуда берутся деньги
На модерации
Отложенный
Обратил внимание на статью «Россиянам пора стать беднее». И с ощущением, что мне предложили понять, что дальше будет хуже, задумался.
То, что дальше будет хуже, если ничего не делать, я и так знаю. Только не по тем неясным основаниям, которые изложены в статье, а по причине наличия ряда позиционных недостатков в организации экономики, которые были терпимы под бесплатным денежным дождем, но становятся критичны для выживания в денежной пустыне. Целый ряд взаимно противоречащих утверждений о реальной заработной плате и более чем странные указания причин дальнейшего падения уровня жизни наводят на мысль о пропагандистском предназначении статьи. Хорошо понимаю жаркую тональность комментариев. Общий мотив простой – «Что ж ты врешь!». Хочу поделиться некоторыми простыми и доступными мыслями на тему зарплаты и вокруг нее.
ДИРЕКТОР. Микроэкономика
Давайте попробуем порассуждать о том, как реально делаются многоступенчатые вещи. И откуда на самом деле появляется заработная плата (не имею ввиду бюджетные организации). Пока не будем затрагивать макроэкономические аспекты, к этому чуть позже. Начнем с позиции, наиболее близкой работнику по степени ответственности за регулярность и своевременную индексацию зарплаты – директора предприятия. Он обычно крутится между доходной и расходной частью. И каждый вменяемый директор стремится увеличить первую и снизить вторую. Повышению доходов, в нормальной экономике, противодействует конкуренция, снижению расходов – банки, государство и профсоюзы. Зарплата входит в расходы. Если профсоюзов нет, то в идеале, казалось бы, лучше, чтобы все работники трудились за еду, то есть были бы рабами. Затраты на труд минимальны. Ан нет, выясняется, производительность начинает страдать. Каждый более-менее опытный руководитель знает, что людям нельзя платить слишком мало, впрочем, как и слишком много. В обоих случаях работать перестают. Идеальной, на мой личный взгляд, является ситуация, когда достойно, чуть выше рынка, платят за 41 час в неделю, а работы на 42. А к руководителям понятия нормированного рабочего дня и отпуска применяются сдержанно. Естественно, я веду речь о предприятиях, где люди реально напряженно работают и их труд можно пощупать. Но все вышеприведенные рассуждения хороши для более-менее спокойного течения дел.
В УСЛОВИЯХ ШТОРМА
Почему же снижают зарплату сейчас? Последние несколько месяцев многие предприятия в России живут в условиях обвального падения доходной части за счет падения спроса. По простой причине – в стране резко и быстро уменьшилось количество сырьевых и заемных за рубежом денег, которые оказалось нечем заменить. Промышленность денег в достаточном количестве не «производит», так как она свернута в угоду продаже сырья. Цена быстрых побед… Мы получаем деньги за сырье с внешних рынков и туда же эти деньги и отправляем, закупая товары. А попытки оставшихся предприятий компенсировать выпадающие доходы через увеличение цен усугубляют падение продаж еще и в натуральном выражении.
При этом наблюдается взрывной рост расходной части за счет:
повышения цен на то, что называется материальными затратами. По причине инфляции, девальвации (для импорта), попытки смежников поддержать свою выручку путем повышения цен и того, перед чем беззащитны все – повышение цен государственных монополий, как меры по краткосрочному спасению бюджета;
как по команде повысились запросы налоговой службы, которая не выполняет план по поступлениям и легко идет на злоупотребления, лишь бы натянуть цифру. Мы спишем, а вы судитесь потом;
повышение кредитного процента. Борьба за привлечение средств населения в условиях обмеления межбанковского кредитования привела к тому, что мы, чуть ли не единственные в мире, подняли ставку ЦБ в кризис, вместо того, чтобы опустить ее для раскрутки экономики. Доверчивое население отнесло деньги под высокий процент в этот МММ нового типа, чем поддержало пошатнувшуюся было ликвидность банков. Не факт, что деньги отдадут обратно населению, но факт, что под удвоенный высокий процент ни одно нормальное предприятие, если собирается возвращать, этих денег взять не может;
«кураторы», которые есть очень у многих, не желают расставаться с привычным уровнем дохода, который при падении продаж вылезает в непривычно высокие цифры относительно выручки;
стоит денег и защита от попыток конфискаций разного рода, связанных с затруднениями в исполнении денежных обязательств;
И так далее.
Экономить остается на содержании компании и оплате труда. Но если снизить зарплату пропорционально всем, то получишь протестные настроения и потерю производительности, которая уничтожает эффект от сокращения зарплат. И в условиях падения продаж, а следовательно, производства, людям просто нечего делать. А обогревать и освещать их рабочие места надо. И инфраструктуру содержать. И руководитель решается на нежелательные сокращения. Даже если сокращения прошли по ТК, что само по себе наносит серьезный удар по финансовому состоянию, прокуратура охотно потреплет нервы на эту тему.
Но у массовых сокращений есть еще один серьезный минус. Практически всегда это разрушение работающего механизма производства и продаж. Снижение кумулятивного эффекта приводит к тому, что удельная производительность на одного работника падает кратно относительно прежней. И, следовательно, выручка падает еще и по этой причине. Что приводит к дальнейшей необходимости сокращения затрат. Часто, без внешней помощи, после съедения резервов, предприятие вынужденно прощается с последним работником… Но и внешняя помощь только продлевает агонию, а не решает проблему.
Путь к выживанию только один – сохранение и увеличение спроса. Продавать много и с малой маржой, вместо излюбленного наоборот. И накачивать деньгами потребителя, а не производителя.
МИНИСТР. Макроэкономика
Каждый должен заниматься своим делом. Плох тот генерал, который позволяет себе командовать взводом. Отличие топ-менеджера от обычного в том, что топ обозначает цель и граничные условия, а обычный менеджер выбирает и применяет технологию для достижения цели. Если топ занимается технологией, то объяснений два – либо дешевый пиар перед подчиненными от неуверенности в себе, либо плохой топ. Поэтому задачей руководителей макроэкономического уровня является создание условий и правил, способствующих эффективной деятельности подведомственных предприятий. К основным я бы отнес условия инвестиций, налоговый и кредитный климат.
Главное, что необходимо для инвестиционной деятельности – доверие. Никакие заклинания о начале своего бизнеса или развитии производства не помогут, если участники рынка не уверены в сохранности и защите своих инвестиций, то есть собственности. И как бы ни был велик соблазн административно отобрать что-то, пусть руководствуясь даже и благой целью – делать этого нельзя ни в коем случае. Ответом будет вывоз капитала, остановка развития и сворачивание производства.
Налоговая политика есть инструмент интерактивный, тонкий и требующий умелого обращения. Налоговая инспекция и таможня не дубина для добывания денег в казну, а инструмент управления экономикой, который при разумном применении приводит к цветущему производству и лопающемуся бюджету. Если налогами преследовать только бездумные конфискационные цели, то надо быть готовым к тому, что экономика будет депрессирована, перестанет быть управляемой через эти инструменты, то есть теряется возможность развивать те или иные направления через фискальное регулирование, пропадает обратная связь – все это приводит к неоптимизации поступлений и сокращению налоговой базы в силу восприятия налогов, как враждебного жеста государства. Только коммунисты и старушки считают, что при ставке 100% поступления в казну будут максимальными. Пусть считают, это другой случай.
Кредитная политика – с точки зрения чистой экономики, если надо раскрутить производство – снижаем процент, если надо притормозить рост, во избежание некоторых негативных последствий от лишнего бурления, и собрать урожай – повышаем. Жалко, что иногда политика вмешивается в экономику.
Разумная организация этих трех базовых параметров приводит к тому, что экономика начинает питаться энергией и потенциалом масс, которые заведомо на порядки мощнее любых адресных административных усилий.
Ну и конечно, не может быть признана нормальной ситуация, когда руководитель высокого ранга не отвечает за свои заявления. Он на то и руководитель, что по его словам подчиненные строят жизнь и работу. Нельзя менять видение ситуации, прогнозы развития и направления движения с частотой раз в неделю. И уж, как минимум, недопустима печальная констатация происходящего без попыток что-то предпринять или хотя бы обещания таких попыток. Как говорил Клаузевиц – всякая тактика лучше, чем тактика нерешительности.
Так как ситуация в экономике носит, на мой взгляд, угрожающий характер и «вечер перестает быть томным..», то мне кажется, что излюбленный посыл «кто виноват» должен быть на некоторое время забыт. Есть время разбрасывать камни и время собирать их. Приевшийся пиарный эффект от поиска и наказания «виновных», да еще и не тех, уже не оказывает должного влияния на электорат, но зато оборачивается снижением предпринимательской активности и пропаданием у тех, кто может, желания вообще что-то делать. Действия деструктивного свойства по природе своей не могут приводить к конструктивному эффекту, и носят регулирующий, а не созидающий характер.
Один из основных законов мироздания – закон развития энтропии, то есть меры беспорядка. Он гласит, что если к системе не прилагать никаких усилий, то система будет стремиться нарастить энтропию, проще говоря, разрушиться. Следовательно, поддержание уровня энтропии системы хотя бы на постоянном уровне уже требует усилий, не говоря уже об уменьшении. И не надо стремиться к быстрому результату, мы потерпим, лучше к прочному. В общем, работать надо…
Комментарии
Российский опыт показывает, что у нас это не всегда работает. У нас иногда становится гораздо хуже именно тогда, когда они там начинают чего-то делать...
Так что летите, где примут:-)))