Рейдерам придется стать умнее
На модерации
Отложенный
Новые антирейдерские поправки пресекают примитивные схемы захвата предприятий, но возможностей враждебного поглощения все равно немалоПодписанный Дмитрием Медведевым пакет антирейдерских поправок – давно обещанное решение давно назревшей проблемы. Законодательные изменения, вероятно, смогут «отфильтровать» распространенные попытки незаконного захвата предприятий. Но они не искоренят рейдерство как таковое, скорее, поменяют правила игры для преступников. В новых условиях надо быть изощреннее и больше опираться на поддержку коррумпированных чиновников. А здесь антирейдерские меры уже бесполезны.
ВЗЯЛИСЬ ЗА СУД
Пакет поправок, прежде всего, нацелен на процедуру судебного разбирательства рейдерских дел. Часто суд оказывается главным инструментом захвата собственности. Разные иски из разных регионов, поток взаимоисключающих судебных решений, параллельное принятие разных решений разными судебными инстанциями по искам разных участников – все это сопровождает любой рейдерский конфликт. Чем быстрее получишь постановление, тем быстрее, пока не принято противоположное решение, придешь на желанное предприятие в качестве хозяина.
В опросе «Центра политических технологий» большинство экспертов объяснили разгул рейдерства в России несовершенством законодательной базы (помимо, разумеется, коррупции). На их жалобы и отвечает подписанный президентом закон. Во-первых, теперь все иски к компании должны быть сосредоточены в арбитражном суде по месту нахождения ответчика. Эксперты считают, что эту норму можно будет обходить с помощью регистрации фиктивных региональных филиалов, но это куда более сложная, а потому не самая перспективная схема. Во-вторых, закон предписывает объединять в один иск разные требования – например, если несколько истцов требуют признать недействительным решение об одобрении сделки.
В-третьих, крупные сделки и сделки с заинтересованностью нельзя будет признать недействительными из-за нарушений в процедуре одобрения, если к моменту рассмотрения дела они исправлены. Должны появиться коллективные иски, к которым новые заявители смогут присоединиться уже в ходе процесса. Наконец, поправки лишат участников корпоративных конфликтов возможности использовать параллельные собрания акционеров.
РЕФОРМА РЕЕСТРА
Готовится и второй пакет антирейдерских поправок, которые обяжут по-новому вести реестры акционеров компаний. Госдума еще не рассматривала эти поправки в первом чтении – правительство дало на них отрицательное заключение. Но депутаты говорят, что они могут быть приняты в начале осени. Манипуляции с реестром – одна из любимых мошеннических схем рейдеров, когда фактически захват предприятия сводится к захвату реестра и внесению в него новых акционеров. Сейчас получить конфиденциальную информацию из реестра акционеров не очень затруднительно, эта возможность ограничена лишь усмотрением чиновников.
Законодатели же предлагают ограничить доступ силовиков к информационным системам регистраторов, развести реестр акционеров и реестр операций с акциями. Если сейчас изменения в реестр может внести любой работник регистратора, то поправки должны закрепить эту функцию за конкретными сотрудниками, причем ответственность регистратора должна быть застрахована.
ПУТИ НАЙДУТСЯ
Понятно, что все это – не панацея. Рейдеры быстро адаптируются к новой реальности. Особенно сейчас, когда для рейдерства появилась благодатная почва, – повсеместная задолженность компаний. Все чаще применяется рейдерство через долги: по демпинговым ценам скупаются долговые обязательства предприятий, у которых на балансе есть привлекательная собственность. Один из вариантов – создание поддельной задолженности компании, что ведет к банкротству и смене директора. Некоторые предприятия уже захватывают через скупку проблемных долгов со значительным «откатом».
Кроме того, эксперты ожидают всплеска кредитного рейдерства. Эта схема предполагает, что предприятиям, нуждающимся в ликвидности, дают кредиты на жестких условиях под залог контрольного пакета акций. Менеджмент банков (чаще всего небольших, региональных) «выступает» совместно с профессиональными рейдерскими группами. Они выслеживают разные куски собственности, «закредитовывают» их владельцев (предлагая им кредит под относительно небольшой процент), требуют в залог именно намеченные к изъятию активы, а потом доводят заемщика до дефолта. Рейдеры – партнеры злоумышленников в банках – обеспечивают собственно дефолт, вплоть до срыва поставок, поиска подставных контрагентов, которые не платят по сделкам и т.д.
Опасны и внутренние корпоративные конфликты, особенно между собственниками и руководителями компаний. Часто к их разрешению подключаются под видом консультантов те же рейдерские группировки. Наконец, чаще будет встречаться информационное рейдерство, когда еще до поглощения захватчики нагнетают негативный информационный фон вокруг компании. Так они бьют по ее инвестиционной привлекательности и провоцируют трудности с привлечением средств.Собственно, поиск новых путей захвата – и есть хлеб рейдеров. Но одно дело, когда к мошенничеству тебя приглашают распахнутые ворота, другое – когда к цели приходится идти сложным, обходным путем. Новый закон дает основания считать, что проходных рейдерских операций, использующих примитивные законодательные пробелы, – а именно таких сейчас большинство – будет меньше. Рейдерский рынок слияний и поглощений не будет столь массовым, как сейчас. Хотя долгосрочные рейдерские «многоходовки» останутся, а то и будут еще изощреннее, число их вырастет. И рейдерам еще чаще и активнее придется прибегать к помощи чиновников. Которые, вероятно, того и ждут.
Комментарии
У нас ведь главные рейдеры мнеты, спецслужбы, да "братки" из правительства....
Сами против себя пошли? Не верю что т...