Ближайший год у экономики РФ не будет двигателей роста
На модерации
Отложенный
В июне российская промышленность подала признаки жизни. Возник соблазн посчитать это следствием роста запасов материальных и оборотных средств (которые до того действительно падали, а в июне, судя по всему, начали вновь расти). Ведь именно резкое сокращение запасов вносило наибольший вклад в падение ВВП, что давало надежду: мол, ситуация стабилизируется, и они начнут почти так же быстро расти, разгоняя российскую экономику. На это надеялись и в правительстве.
Увы, и анализ текущей ситуации, и опыт прошедших кризисов свидетельствуют, что этого не будет. Российская экономика не будет иметь никаких драйверов роста ни в этом году, ни в следующем.
ГЛАВНЫЙ ФАКТОР
Сокращение запасов внесло основной вклад в падение ВВП так же, как и в предыдущие кризисы (1992 - 1994, 1998 гг.). Если верить Росстату, номинальный объем накоплений упал в 2,3 раза, а реальный объем упал в четыре раза (очевидно, из-за резкого падения стоимости запасов и их распродажи по бросовым ценам).
В первом квартале 2009 г., если судить по данным Росстата, на фактор запасов пришлось около 10,7 процентных пункта (п.п.) падения ВВП. Конечная цифра снижения ВВП (на 9,8%) получилась благодаря положительному влиянию чистого экспорта. Хотя и он полностью не объясняет расхождение, достигающее 4 п.п., так что приходится признать, что официальная статистика несовершенна и местами противоречива.
Очевидно, что и во втором квартале отрицательный вклад в ВВП сокращения запасов был очень велик. Статистики за второй квартал пока нет, но данные опросов руководителей предприятий позволяют говорить о значительном сокращении запасов готовой продукции в апреле - мае.
Если попытаться грубо прикинуть вклад запасов в падение за второй квартал, то с учетом других составляющих ВВП (которые уже известны), получится, что их вклад составил примерно 9,2 п.п.
МИРОВОЙ ЛИДЕР
Россия оказалась в числе мировых лидеров по вкладу фактора запасов (и, кстати, по размерам статистической погрешности, - это к вопросу о качестве статистики) в падение ВВП. В 16 странах еврозоны в первом квартале текущего года из 4,9% падения ВВП (к тому же периоду предыдущего года) на фактор запасов пришлось 0,5 п.п., то есть, около одной десятой части совокупного падения, в 27 странах Евросоюза из 4,7% падения на запасы пришлось 1,1 п.п. - около четверти. В США уменьшение запасов обусловило до половины падения ВВП.
В Европе падение объясняется, в основном, сжатием экспорта (в том числе и в Россию). А у нас бы неплохо подумать о вытеснении импорта - за счет стимулирования предприятий к наращиванию инвестиций в новые мощности, несмотря на падение загрузки старых, но низкокачественных мощностей.
Однако наши чиновники явно больше рассчитывают на восстановление запасов. По новому трехлетнему прогнозу инвестиции стагнируют, и ничем кроме роста запасов, судя по всему, в правительстве будущий рост экономики объяснить не могут.
Но, похоже, эта ставка на рост запасов как на главный драйвер роста ВВП - не сыграет.
НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА РОСТ
В правительстве надеются, что тот же самый «акселератор запасов», который ускорял падение производства, пока спрос удовлетворялся распродажей или использованием в производстве накопленных «запасных» активов, теперь, когда запасы начнут восстанавливаться, может способствовать ускорению выпуска. Но, кажется, это напрасная надежда.
На помощь запасов при выходе из рецессии надеяться нельзя. Дело в том, что уровень запасов в перегретой российской экономике перед кризисом значительно вырос - с 23% ВВП до, примерно, 28% ВВП. Запасали все: сырье, которое непрерывно дорожало (в частности, металл), готовую продукцию - все в расчете на рост спроса. В результате, когда спрос резко сжался, произошло затоваривание складов.
По нашим оценкам, совокупный уровень запасов в составе оборотных средств промышленности вырос к началу второго квартала 2009 года на 42% по сравнению с предкризисным уровнем (1 июля 2007 г.), в том числе запасов готовой продукции - на 60%, незавершенного производства - на 46%, производственных запасов - на 35%, товаров для перепродажи - на 41%.
Трудно представить, что за последующие два месяца распродажи - то есть за апрель - май - уровень запасов упал настолько, что это стало стимулом для увеличения выпуска уже в июне. И уж тем более вряд ли, даже если спрос начнет расти, предприятия будут увеличивать запасы до избыточных докризисных норм. Это значит, что июньский рост не был вызван падением запасов. И также это значит, что устойчивого роста нам еще долго не видать.
Вспомним кризис 1998 года и падение экономики в первой половине 90-х. Оба процесса сопровождались падением запасов заметно ниже нормы. После дефолта 1998 года запасы оставались на минимальном уровне еще почти 2,5 года. Даже спустя год после начала подъема - в конце 1999 года - опросами был зафиксирован самый большой недостаток запасов готовой продукции. И только потом - во втором квартале 2001 года - предприятия поверили в длительный рост, и запасы начали резко расти, достигнув примерно нынешнего уровня.
Если все будет идти так же, как в прежние кризисы, на рост ВВП из-за фактора запасов рассчитывать точно не стоит. А значит, надежды правительства на восстановительный рост при стагнации инвестиций и прочих составляющих ВВП, скорее всего, не оправдаются. Прогноз «Центра развития» на этот год - 10,7% падения ВВП, на 2010 г. - 3,7% падения. А как может быть иначе, если единственный кандидат на роль спасителя российского ВВП не оправдает ожиданий?
Комментарии