Обещания Путина повисли в воздухе

На модерации Отложенный

Два года назад Владимир Путин, в ту пору ещё президент, торжественно сообщил народу, что «к 2010 году мы должны вводить ежегодно в среднем по 80 млн.кв.м. жилья». А некоторые регионы, по словам Путина, выйдут на эти рубежи ещё раньше.

Заявление было сделано в ходе посещения национальным лидером столичного экспериментального жилого района Куркино.

Вслед за этим В.Путин заявил, что «чуть позже мы выйдем и на строительство одного квадратного метра жилья на гражданина России в год». То есть на 140-145 млн. кв. м.

Эти цифры неоднократно озвучивал и Дмитрий Медведев: сначала на посту первого вице-премьера, курирующего национальный проект «Доступное и комфортное жильё», а затем уже как президент.

«Чуть позже» ещё не настало, а вот к 2010 году мы приблизились вплотную. И что же там виднеется на горизонте? Да ничего хорошего.

После рекордного 2008 года, когда впервые за всю постсоветскую историю в России было построено 63,8 млн. кв. метров жилья, началось снижение объёмов. По данным Росстата, в июне текущего года в большинстве регионов падение темпов жилищного строительства оказалось особенно резким. В эксплуатацию сдано на 13 процентов жилья меньше, чем в июне 2008 года.

Итоги первого полугодия тоже весьма плачевны: построено только 21,6 миллиона квадратных метров. Где уж тут говорить о 80 млн. «квадратов» в год.

Для сравнения: в поздний советский период, в конце 1980-х, в РСФСР ежегодно вводилось 70-73 млн. кв. метров жилья. Причём, это были в основном квартиры эконом-класса, с небольшой площадью. Поэтому, если сравнивать день сегодняшний и день минувший не в метрах, а в квартирах, то по количеству новоселий 1988 год превосходит 2008-й почти в полтора раза. Сейчас около половины сдаваемой площади приходится на элитные особняки да квартиры бизнес-класса.

А в Москве - и три четверти.

Но даже при такой специфике «метров» сдаётся всё меньше. В нынешнем году по расчётам их должно было набраться 53 млн., однако, судя по результатам первого полугодия, и до этой скромной цифры вряд ли удастся дотянуть.

Характерно, что снижение темпов жилищного строительства многие эксперты предсказывали задолго до начала мирового экономического кризиса, когда Путин с Медведевым ещё вовсю стучали в барабаны. Дело в том, что уже к 2006 году в стране со всей очевидностью было провалено выполнение Федеральной целевой программы «Жилище» в той её части, которая предусматривала ускоренное развитие инженерной инфраструктуры.

Именно нехватка строительных площадок с подведёнными коммуникациями застопорила уже в 2007-08 годах разгон «строительного локомотива».

Да ещё цены на строительные материалы «неожиданно» выросли. А цемента вообще перестало хватать. Потому что кто ж знал, что жилья придётся много строить.

Все эти маленькие хитрости больших людей, извлекающих чудовищные прибыли из очень специального российского строительного рынка, были направлены на то, чтобы искусственно ограничить, стреножить рост объёмов строительства и продолжать сладкую жизнь по принципу «лучше меньше, да дороже».

Реализовывались хитрости вполне успешно, несмотря на грозные обещания сначала Путина, потом Медведева, а потом обоих «разобраться с монополистами» и «создать необходимые условия для добросовестных застройщиков».

А тут и мировой кризис подоспел. К нехватке площадок прибавилась нехватка денег. Теперь у некоторых российских девелоперов, которым за прибылью ниже 50 процентов и нагибаться лень, обычным делом стало заморозить стройку, отъехать на Канары и дожидаться, когда нарастающий дефицит жилья остановит падение цен.

Расчёты циничные, но вполне грамотные: каждый год в стране выводится из оборота намного больше «хрущёвок» и бараков, чем попадает под программу расселения аварийного и ветхого жилья. В створ этой непростой программы попадает только небольшая часть жильцов, поскольку для признания дома ветхим нужно собрать неимоверное количество бумаг и согласований.

Что получится в итоге? Людям надо где-то жить. Квартир, несмотря на обещания самых больших начальников, строится всё меньше. Старые ветшают. Значит, россияне будут по-прежнему залезать в пожизненную ипотечную кабалу, чтобы рассчитаться за панельную двушку, которая по-прежнему будет стоить как особняк на морском побережье Испании.

Правда, Дмитрий Медведев не так давно заявил, что строительство - это локомотив экономики и что именно в кризис надо строить больше. Поскольку это создаёт новые рабочие места и вообще обеспечивает мультипликативный, то есть множественный, эффект: обеспечивает работой не только строителей, но производителей стройматериалов, потом мебели и бытовой техники.

Однако Владимир Путин незадолго до этого сделал совсем другое заявление: новых строек в кризис начинать не следует. Зачем распылять средства и разводить долгострой? Давайте сначала завершим те объекты, которые уже начаты.

Интересно, они договорятся между собой или будут по мере сил воплощать в жизнь два противоположных плана?