Подростки сбиваются в банды и терроризируют города

На модерации Отложенный

В Москве сложилась парадоксальная ситуация. Одни данные показывают, что с детской уличной беспризорностью властям вроде как удалось справиться. А другие цифры говорят, что проблема растёт и в кризис будет только усугубляться. Всё больше родителей лишаются родительских прав, увеличивается количество преступлений, совершённых подростковыми бандами. Да и правонарушители теперь в массе своей не приезжие, а юные москвичи. Бороться со всем этим столичные власти намерены с помощью создания мощной системы профилактики, чтобы неблагополучие в семьях (основная причина детской безнадзорности и социального сиротства) выявлялось бы на ранних стадиях, когда всё ещё можно исправить. Кроме того, естественно, «профилактировать» будут детский алкоголизм, наркоманию и табакокурение.

В конце года в столице появится городская межведомственная программа «Дети улиц» на 2010-2012 годы. Её концепцию уже обсудили на заседании правительства Москвы. Проблема очевидна. Если верить официальной статистике, беспризорников на улицах за последние 10 лет стало вроде как значительно меньше: 15 тыс. в 2008 году против 50 тыс. в 1997-м. Но на заседании правительства глава Департамента семейной и молодёжной политики Москвы Людмила Гусева и мэр Юрий Лужков привели другие цифры.

Ежегодно в Москве к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей привлекаются около 14 тыс. родителей. С 2004 года аж на треть выросло количество дел о лишении родительских прав (да и тогда было немало - 1,5 тыс. в год).

«Хороши» и сами несовершеннолетние. В прошлом году против подростков в Москве было возбуждено 1,5 тыс. уголовных дел. При этом 40% из этих малолетних уголовников - учащиеся школ. За пьянство в общественных местах только за половину этого года задержали 5805 школьников.

Значительно, почти на пятую часть, выросло количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в группе. «Это самое страшное, - заявил Юрий Лужков. - Именно на эту категорию надо обратить особое внимание». Он добавил, что увеличилось и количество несовершеннолетних, поставленных на учёт в милиции, - на 6%. «При этом если ранее молодёжная преступность была в основном «приезжей», то теперь в этой среде стало больше москвичей», - констатировал мэр. Жителей города среди преступников - 66%.
Все эти печальные цифры говорят об одной важной вещи: существующая в Москве система профилактики работает неэффективно. Хотя инструментарий вроде как есть. Например, существуют общегородская и 142 местных комиссии по делам несовершеннолетних. С 2000 года количество обращений, рассмотренных комиссиями, возросло в два раза. Однако пока социальным работникам удаётся подключиться к проблемам слишком поздно. Потому и растёт количество дел о лишении родительских прав. Лишение - это крайняя мера. «Вместо того чтобы работать с семьями, мы чаще лишаем родительских прав. Это неправильно», - считает Юрий Лужков.

С ним согласны все. В том числе и уполномоченный по правам ребёнка в Москве Алексей Головань. В своём последнем ежегодном докладе он также отметил рост случаев лишения родительских прав и связал его с плохо работающей профилактикой семейного неблагополучия. С другой стороны, омбудсмен считает, что зачастую просто лишение - слишком лёгкое наказание для родителей. Ведь отбирают детей у таких отцов и матерей, которые и сами были бы рады от своих чад избавиться. Головань предлагает вместе с детьми отбирать у плохих родителей и квартиры: переселять их в общежитие по социальным нормам. А социальные сироты (оставшиеся одни при живых родителях) всё равно после выхода из детдома получат от города новую квартиру.

Уполномоченный по правам ребёнка приводит примеры и эффективной профилактики. Иногда достаточно напугать родителей, чтобы они одумались. «У неблагополучных родителей Т., злоупотреблявших спиртными напитками, был отобран ребёнок, и им был предъявлен иск о лишении родительских прав, что повлияло на их поведение, - описывается в докладе случай, произошедший в муниципальном образовании «Хамовники». - Родители навели порядок в квартире, прошли курс лечения от алкогольной зависимости, о чём представили в муниципалитет соответствующие документы. Аналогичная работа проведена с семьёй Б-oй.

В результате двое детей были возвращены родителям».

«Примеры эффективной профилактической работы с семьёй, оказание своевременной необходимой помощи имеются и в других муниципалитетах. Об этом свидетельствуют и данные Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы об увеличении на 15% по сравнению с 2007 годом числа детей, возвращённых в биологические семьи», - говорится в докладе. Другими словами, забрать ребёнка из пьющей семьи, провести социальную реабилитацию и его, и родителей - действенная мера.

Однако опять же остаётся вопрос своевременности. Между тем проникнуть в семью инспекторам соцзащиты практически нереально. Это вам не Америка, где перед представителями органов опеки все двери открыты. В России пока так и не появилось ювенальной юстиции, хотя о создании этой системы права говорят уже много лет. И любые ограничения суверенитета семьи воспринимаются в штыки.

Впрочем, работу можно вести и с другой стороны - с улицы. Как рассказала Людмила Гусева, согласно концепции в программе особое внимание будет уделено профилактике табакокурения среди несовершеннолетних, алкоголизма, особенно пивного, а также профилактике наркомании. «Нужно развернуть молодёжь к труду. Нужно открывать подростковые клубы», -
считает Юрий Лужков. А кроме того, он предложил ужесточить наказание за распространение наркотиков, а также ввести жёсткую ответственность за продажу алкогольной продукции детям. «Наши сегодняшние законы по отношению к торговцам наркотиками несовершенны. Надо самым жёстким образом воздействовать на этих преступников, как это делается, например, в Сингапуре, - заявил мэр. - Надо обратиться в правоохранительные органы, чтобы наказывать продавцов, которые продают алкоголь детям».

Один из «источников» пополнения уличных беспризорников - приюты. Сироты бегут из них по разным причинам, необязательно из-за того, что в детдомах созданы плохие условия. Иногда и просто вольницы хочется. Причины не так важны. Главное, что у нас в стране на государственном уровне уже признали, что работавшая многие годы система сиротских учреждений себя исчерпала. В детдомах, как бы ни хороши были воспитатели, невозможно воссоздать семейную атмосферу. А так как многие работники сиротских учреждений равнодушны, растут ребята с исковерканной психикой. И, чтобы они адаптировались к жизни вне детского дома, им приходится проходить программы реабилитации.

Воспитание в приёмных семьях - более гуманно по отношению к детям, а к тому же и более эффективно. Развитие патроната, усыновления и других форм семейного воспитания сирот в столице объявили приоритетом. И вроде как дело сдвинулось с мёртвой точки. Как говорит статистика, в 2008 году в приёмные семьи в столице устроили в 2,5 раза больше детей, чем в 2007 году. Звучит впечатляюще, вот только абсолютные цифры оказываются на поверку не столь большими. 71 ребёнок был направлен в приёмные семьи в 2008 году. Это примерно столько же, сколько в Чечне и Ингушетии - регионах, в которых такие формы устройства сирот практически не используются. Одна из проблем - противодействие сложившейся системы. Например, при общем росте количества устроенных в семьи доля детей, переданных туда силами специалистов соответствующих учреждений города Москвы, в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 9%. Кроме того, отмечает в своём докладе Алексей Головань, «учреждения системы Департамента образования города Москвы не нацелены на передачу воспитанников в семью, так как это повлечёт сокращение численности учреждений и персонала, а отсюда - необходимость поиска ими новой работы, что в нынешних экономических условиях достаточно проблематично». В общем, шкурный интерес оказывается иногда выше интереса детей. И справиться с этим будет сложно.

Сложно будет выстроить и систему профилактики, потому как усилий властей и милиции в любом случае не хватит. Согласно концепции в первые год-два работы будущей программы «Дети улиц» будут ещё раз проанализированы все имеющиеся возможности, а также разработаны новые методики. А в 2011 году пойдут уже конкретные действия. Вот только, пока общество закрывает глаза на курящих и пьющих подростков, они будут курить и пить.