Без китайцев жить в России станет хуже
На модерации
Отложенный
В Москву прибыла делегация КНР, чтобы решить проблемы соотечественников, оставшихся без работы из-за закрытия Черкизона.
Закрытие Черкизовского рынка может аукнуться в российско-китайских отношениях. Китайских чиновников интересует судьба десятков тысяч соплеменников, оставшихся в Первопрестольной без работы, плюс дальнейшая судьба конфискованного товара на неслабую сумму в 5 млрд. долларов. Представитель Минторга КНР Лин Цзи заявил: «Надеемся, что правительство Москвы окажет китайским коммерсантам помощь в переводе товаров на безопасные рынки и уменьшении их потерь».
Для решения вопросов, возникших в последнее время, в Москву прибыла делегация министерства торговли Китая. Ее возглавляет замминистра торговли КНР Гао Хучэн, среди членов делегации - представители МИДа, главного таможенного управления КНР, таможенных управлений восточных провинций Фуцзянь и Чжэцзян. О перспективах китайско-российского урегулирования черкизовского конфликта рассуждает президент Союза общественных объединений предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
«СП»: - Андрей Павлович, что Китай так озаботился Черкизовским рынком? У России могут быть неприятности из-за этого?
- Я думаю, тактика прижучивания Черкизовского рынка вообще и китайских торговцев, в частности - неправильная. Сейчас готовятся запретительные пошлины по металлу против китайцев. Решение, вроде бы, будет принято на совещании у премьера Путина. Думаю, китайцы тоже могут нам ответить, тем более, Китай - член ВТО, а мы нет. Поэтому, если уж они захотят ответить, то ответить могут довольно серьезно - например, выбить нас с международных рынков, в частности, того же металла. Зря наши нагнетают ситуацию еще и проблемой Черкизовского рынка.
Я вообще считаю, вся история с Черкизовским рынком - это форменное безобразие. Наглый ментовский беспредел и самодурство правительства. Нормально было бы, действительно, всех предупредить за месяц-другой, без захватов и издевательства прийти и наводить на рынке порядок, как положено. Можно было торговцев постепенно перевести на другие рынки.
Но как следует из доклада министра промышленности и торговли Виктор Христенко о критическом состоянии дел в российской легкой промышленности, с которым он выступил на заседании президиума правительства, и который стал одной из причин закрытия Черкизовского рынка, судьба и других рынков тоже под вопросом. Поэтому даже если торговцы с Черкизона прибегут сейчас в другие места, то еще неизвестно, как сложится их судьба.
Если не нравился именно Черкизовский рынок - можно было бы отвести под торговлю другое место, где уж точно соблюдаются санитарные нормы, где нормальная противопожарная безопасность. Что, места не хватает? Выделите в Подмосковье, они ведь согласятся торговать и в плохом месте. Почему так не сделать?!
«СП»: - Но нам-то говорят, что выгнать китайцев - дело хорошее. Это так?
- Выгнать китайцев - глупость. Давайте тогда выгоним всех остальных: вьетнамцев, таджиков. Вы что думаете, жить лучше станет от этого в России? Жить станет только хуже.
Весь товар будет просто дороже. Соответственно, спрос станет меньше, производить ничего не надо. Идет цепная реакция: дороже товары - их нужно меньше, значит, надо сокращать еще больше производство. Больше безработица - еще меньше спрос, торговцы, чтобы компенсировать низкий спрос, повышают цену...
В итоге получается, что 90% населения просто сосут лапу, торговля начинает работать всего для 5-10% граждан. Это вообще тупик - развитие невозможно.
Вот сценарий: кучка богатых, все стальные - нищие, запредельные цены на все, и очень мало возможности заработать. Но зато не будет китайцев.
«СП»: - Вы-то сами что предлагаете?
- Мне кажется, целесообразно было бы сохранить им возможность торговать в Москве - под нормальным контролем. Понимаете, удешевление цен происходит не только на рынках. Благодаря действию этих вот дешевых рынков цены снижаются даже в супермаркетах. Рынки действуют, как альтернатива, являются сдерживающим фактором для сетевиков при повышении цен. А если все рынки истребить, сетевики просто задерут цену, зная, что ты все равно нигде ничего не купишь. Да вдобавок будут сами забирать товар у китайцев-вьетнамцев, которые будут подпольно торговать.
«СП»: - Говорят, китайцы создают конкуренцию отечественной легкой промышленности?
- Китайцы нам не конкуренты. Надо же смотреть шире, да? Страна не должна выпускать все товары сама. Те, кто это пропагандирует, это не экономисты, это малограмотные люди. Они не читали теорию Давида Рикардо, не изучали сравнительную эффективность внешней торговли. Страна не должна выпускать все сама, это не есть самое выгодная схема, это большие издержки. Страна должна концентрироваться на производстве тех товаров, где у нее есть конкурентное преимущество. Там развиваться, привлекать туда рабочую силу. Там, где она не сможет конкурировать, этого и не надо особенно делать, кроме интересов безопасности.
Я не вижу проблемы, что Россия будет потреблять китайские тапки. Вот что самолеты у нас не делают - это проблема, стратегически важный вопрос. Или судостроение, которое у нас до сих пор разваливается. Тапки - не стратегический вопрос, совершенно наплевать, откуда они. За эту рыночную нишу не стоит бороться.
«СП»: - То есть в черкизовскую торговлю нет смысла лезть?
- Да. Существует, кроме того, эффект потребителя, надо его считать. Вот 20 млрд. долларов налогов, которые, как кричат наши власти, теряет бюджет, и которые они хотят получить. Эти деньги хотят, на самом деле, получить с потребителя, надо это четко понимать. Это потребитель должен будет заплатить 20 млрд. долларов за приобретение товаров в «правильных», с точки зрения власти, местах. За пожарную охрану в торговом центре, соблюдение санитарных норм...
На самом деле, этого не произойдет. Половина все равно будет покупать товар где-то подпольно. Наконец, просто общие продажи упадут: народ будет обходиться меньшим количеством вещей, вот к чему это приведет.
Поэтому и китайцы нужны, и вьетнамцы. Те российские предприниматели, которые говорят, что всех надо выкинуть с рынка и тем самым им помочь - не настоящие предприниматели. Это паразиты, которые не умеют работать. Во всем мире как раз внешняя конкуренция является стимулом развития. В мире, чтобы соперничать, ты должен не запретительными пошлинами обставить себя со всех сторон, и душить собственного потребителя огромными ценами, а должен конкурировать с альтернативами из других стран, должен встать на их уровень.
Комментарии