Правильной дорогой - к новому переделу собственности

На модерации Отложенный

Три дня назад Дмитрий Медведев подписал закон о российских автомобильных дорогах, которые без преувеличения могут открыть новую эпоху в переделе российской государственной собственности.

Почему-то СМИ не обратили должного внимания на эти 150 страниц бюрократического текста. Между тем закон принят и касается всех. За июнь его утвердила Дума, а в конце прошлой недели подписал президент Дмитрий Медведев.

О ситуации с дорогами можно не распространяться: все знают, в каком состоянии они находятся. Но из чтения закона возникает ощущение, что создаваемая госкомпания «Росавтодор» призвана не исправить позорное положение дел, а извлечь максимум ренты из пользования дорогами. Нефть, газ, металлы, а вот теперь еще и дороги. Народное богатство. Очень удобный объект. Тем, что можно потратить на строительство почти любые деньги в соответствии с аппетитом: каждый объект уникален. Кроме того, можно поставить массу шлагбаумов. И собирать дань.

Госкомпания сможет буквально все. Слияние бизнес-функций и госуправления прослеживалось и в ранее созданных госкомпаниях. Но в «Росавтодоре» эта тенденция достигла апогея: госорган и хозяйствующий субъект в одном флаконе. Говоря словами депутата Евгения Федорова, госкомпания будет заниматься реализацией госполитики и предпринимательской деятельностью одновременно. Зарабатывать планируется на потребителе: платными можно будет делать не только новые, но и ранее созданные дороги. И за счет придорожного бизнеса - ему теперь придется договариваться с госкомпанией.

Госкомпании передается масса функций, которые до сих пор реализовывали чиновники. Например, она будет давать разрешение на ремонт и реконструкцию дорог, установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение объектов дорожного сервиса. В основном же \"Росавтодор\" будет заниматься управлением автодорогами (заказывать ремонт, взимать плату за проезд, заключать концессионные соглашения) и самостоятельным строительством и ремонтом дорог. Дороги в доверительное управление госкомпания получит по решению правительства - без конкурсов и аукционов. Действительно, какие конкурсы - вдруг кто-то сможет делать то же самое эффективнее?

Деньги в «Росавтодор» должны течь отовсюду. За строительство и управление дорогами - из бюджета: доверительное управление бесплатным не бывает. Плюс плата за проезд, сдача в аренду примыкающей земли. Можно занимать средства в банках, выпускать облигации. При этом закон о банкротстве госкомпании не касается. Разрешен даже прием добровольных пожертвований и отчислений. Видимо, от придорожного бизнеса и желающих взять дорогу в концессию. Всеми этими средствами госкомпания вправе распоряжаться самостоятельно, используя их «для достижения целей, ради которых она создана».

«Росавтодор» может создать бесчисленное количество коммерческих организаций.

Платными по закону могут стать любые дороги - решение об этом должны принять правительство, администрация региона или муниципалитет. Альтернативная - бесплатная дорога - должна быть не более чем втрое длиннее платной. Впрочем, если больше половины платной дороги составляют «мосты, тоннели и путепроводы», либо если она проходит по районам Крайнего Севера, то и это условие можно не выполнять (ст. 37). Старое положение, что платной можно сделать только новую или реконструированную дорогу, из закона об автодорогах убрано.

Госдуму и Совет Федерации этот законопроект прошел довольно мягко. Единственным, громко выразившим недовольство, стал сенатор Валентин Завадников (председатель комитета по промышленной политике Совфеда). «Данная некоммерческая организация будет использована для дальнейшего разрушения государственных институтов и присвоения частными лицами государственных полномочий», - считает Завадников.

Чем удобны госкорпорации? Это как бы еще государство, но уже и не государство. Когда надо выдавать разрешения частному бизнесу, то государство. Стройка и ремонт - на средства бюджета (если только дорога не передана в концессию). А вот доходы государству не достанутся: плата за аренду и проезд остается в распоряжении госкомпании, в бюджет уже не поступая.

Размещая заказ на строительство и ремонт дорог, «Росавтодор» сможет не обращать внимания на правила, по которым госорганы размещают заказы на выполнение работ и услуг. А это значит, что уровень коррупции в дорожном строительстве как минимум останется на прежнем уровне, то есть гораздо выше, чем в остальных государственных делах.

Затраты на дороги вырастут, полагает профильный думский комитет по транспорту: «Предлагаемый механизм представляется не менее, а возможно, более затратным, чем ныне существующий». Госкомпания не просто построит и отремонтирует дороги, но еще и получит за это вознаграждение из федерального бюджета. Сэкономленные на строительстве средства тоже не вернутся в бюджет, а останутся госкомпании. Транспортный комитет констатировал, что «из всего текста законопроекта смысл создания госкомпании выявить невозможно». Но там, видимо, работают идеалисты. Таких простых вещей не понимают. Как это, какой смысл? А ренту кто собирать будет?

Впрочем, дорожникам вряд ли будет счастье. Закон очень коррупциогенный, а посадки могут потребоваться в любой момент.