Откуда идут боевики

На модерации Отложенный

Боевики, пытающиеся дестабилизировать обстановку в северокавказских республиках России, используют территорию Грузии в качестве надежного тыла. В этом уверен Дукваха Абдурахманов, спикер парламента Чечни. Как заявил он «Эксперту Online», руководство Чечни сможет самостоятельно справиться с терроризмом, если федеральный центр окажет политическую, экономическую и социальную помощь. В первую очередь необходимо создать новые рабочие места, чтобы занять 300 тыс. безработных.

- Дукваха, кто убил Наталью Эстемирову?


- Это могли сделать только те, кто имеет задание осуществить эскалацию ситуации на Северном Кавказе. Больше никто.

Я сегодня читаю российскую прессу - от Грозного до Белого дома: все и в Москве, и за границей уверены, что виноваты в Чечне. Инсинуации.

Наталья Эстемирова действительно была заслуженной женщиной, она была патриоткой и республики, и России. Я неоднократно с ней встречался. Можно только сожалеть, что такой человек ушел из жизни. На этапе формирования гражданского общества в республике она была очень нужна. Она была вхожа во все двери республики - от сельского совета до президента, парламента и правительства. Ее принимали в любых структурах, иногда спорили, расхождения во взглядах были, потому что мы тут занимаемся конкретным делом. Те, кто уезжают-приезжают, а потом дают оценки, - это совсем другое дело. У нас с Натальей Эстемировой были споры по тем или иным вопросам развития республики, но никогда не было расхождения по глобальным моментам развития и становления гражданского общества.

В момент отмены режима КТО (контртеррористической операции) было много выступлений в прессе - нужно отменять или нет. Мы ждали, что нас начнут понимать, начнут помогать и в восстановлении хозяйства, и морально тоже. А пресса обрушилась с нападками. А здесь действительно началось возрождение, президент Кадыров добился грандиозных успехов. Наталья Эстемирова, сидя в зале заседания правительства, признавала: да, успехи есть, но хотелось бы еще - пожалуйста! Мы сотрудничали. Работали. Кому-то это не нравится. Надо было на нее стрелы направить. Мы сожалеем. Власти республики, конечно же, будут расследовать случившееся, потому что мы обязаны найти того, кто это сделал. И наказать.

Это именно удар по реформам. Удар по тому хорошему, что появилось в республике после отмены КТО. Они стремятся сделать все, чтобы на Кавказе не было спокойствия, чтобы Россию трясло.

- Кто именно заинтересован в дестабилизации Северного Кавказа? Говорят, Запад, Восток - но это ведь абстракция...

- Несмотря на все протесты России, в Закавказье были проведены учения НАТО. Эти учения проходили в Грузии, на расстоянии 100 километров от Грозного. Мы с Кадыровым говорили еще три-четыре года назад: НАТО не на Западе, а уже здесь, в Грузии есть их структуры. В прошлом году, когда начали войну в Закавказье, нам хотели дать пощечину. Если бы Медведев и Путин простили это, это была бы действительно пощечина государственности. Эту проблему Россия решила.

Теперь провели учения НАТО. Натовцы разве уехали с оружием, которое привезли в Грузию? Нет. Оружие осталось там и растекается. Это не частный случай. Запад и Восток целенаправленно работают на развал Российской Федерации. Где можно подобраться к России? А вот, воспламенившаяся территория - Кавказ. Почему его не жечь дальше? К счастью, на Кавказе хватает патриотов России.

Сегодняшний всплеск терроризма - это поставка оружия, а для покупки оружия необходимо финансирование из-за рубежа, мощнейшее идеологическое давление, посылка сюда эмиссаров Запада и Востока. Никакой другой основы теракты не имеют. Когда ведут борьбу за независимость, то отстаивают три идеи: землю, государственность, религию. Эти три составляющие когда-то поднимали наших отцов. Сегодня все эти вопросы для Чечни абсолютно решены Медведевым и Путиным.

Игра идет на границах и у соседей, чтобы опасность сюда шла оттуда. Этим занимаются не местные люди - не могут мальчишки из сел уходить и готовить в лесу такие теракты. Их ведут подготовленные структуры.

- Откуда берутся боевики?

- К моменту отмены КТО, казалось бы, на территории республики установилась тишина, мы шли уверенно к возрождению. Но мы начали операции на границе Чечни и Ингушетии - потому что с этой территории к нам шли террористы. В Ингушетию они приходят тоже извне.

Раз террористы появляются с деньгами, найти пособника на месте - одного-двух или десять-двадцать - можно. Тем более при такой безработице.

Среди молодежи эмиссарами постоянно проводится работа - это естественно. Работу проводят даже среди тех, кто выехал на учебу за пределы республики.

Мы проводим молодежную политику: это масштабные социально-экономические мероприятия, чтобы привлечь тех, кто окончил школу - в вузы, кто окончил вуз - на работу, в спорт, культуру. Из-за безработицы они могут оказаться на той стороне. В боевики могут уйти и обиженные чем-то. Но в большинстве своем они приходят из-за пределов республики. Например, выясняется, что среди арестованных или убитых террористов оказываются только что приехавшие из другого государства, из другой республики.

- Но ведь правоохранительные органы допрашивают боевиков, выясняют, кто их подготовил?

- Вот, например, Махаури, арестованный в ходе спецоперации. Что он говорит? Он был не в Чечне, не в Грозном, не в Назрани. А в горах появился. Он был в соседнем субъекте федерации, а до того - за границей.

- В какой стране?

- Из южных стран он явился. Конкретно страну не буду называть. Это не постсоветская страна.

- Из тех, что поставляли в Чечню в военные времена Хаттаба и других?

- Да. Но теперь плацдармом для их деятельности стала Грузия. Как ни обидно Мишико, как бы он ни кричал, именно руководство этой страны работает на эту дестабилизирующую ситуацию на Кавказе.

- Связана ли возросшая активность боевиков с отменой КТО? Что произошло в Чечне с отменой спецрежима?

- Мы говорим, что, как и обозначено в документе об отмене КТО, должны быть выведены лишние вооруженные силы.

Мы уверены, что дивизия, бригада должны здесь остаться. Излишки не убирают - почему? Федеральные власти, руководство структур, которые докладывают обстановку главнокомандующему, должны действовать уверенно: если отменили КТО, должны быть выведены те, кому это предписано. Власти Чеченской республики и соседних наших республик абсолютно самодостаточны, чтобы решить вопрос борьбы с терроризмом самостоятельно, если им помогать социально-экономически, политически, в боевом оснащении (я имею в виду оснащение структур МВД). Какими бы ни были эти террористы - наши домашние или те, которые засылаются из-за границы.

Власть должна доводить политические реформы до конца, если она их начала. Если она, конечно, уверена в самой себе.

Надо больше помогать этим республикам в социально-экономическом отношении. Нужны рабочие места - это бич Северного Кавказа. Не век же видеть нас под ружьем! Сейчас век высоких технологий. Есть целая программа развития нанотехнологий, но есть ли хоть одно предприятие этой отрасли на Северном Кавказе? Нет, дальше Ростова никто не продвинулся. У нас же гениальные студенты есть, ученики, молодые ученые. Неужели у нас нельзя развивать это же направление? Можно. Но очень слабо работают те ведомства, которые должны заниматься созданием новых рабочих мест на Северном Кавказе.

- Рамзан Кадыров недавно говорил, что нашел много инвесторов для Чечни. Они не реализуют свой потенциал? Или этого недостаточно?

- В Чеченской республике 300 тыс. с лишним безработных. Рамзан Кадыров привлек в этом году в сельское хозяйство несколько десятков тысяч новых работников. А нам нужны сотни тысяч рабочих мест. И без федеральной помощи, без новых программ нам эти задачи не решить. В первую очередь в Чечне надо поднимать промышленность. До 1991 года мы уступали в каких-то моментах только Ростову и Орджоникидзе (ныне Владикавказ, столица Северной Осетии - «Эксперт Online»). Чечено-Ингушетия превосходила остальные субъекты юга России по промышленному потенциалу. То, что было потеряно после 1991 года, - чья это вина, сейчас не будем говорить - надо восстанавливать. Кто это должен делать?

Одним аграрным сектором нельзя обеспечить десятки тысяч студентов, ежегодно выходящих с дипломами из вузов. Куда им идти? В другие субъекты? За рубеж? Кто их там ждет? Тем более что кризис сегодня на дворе. Надо людей устраивать на месте.

Над созданием рабочих мест, над обустройством молодежи надо работать мощно. Парадокс, что у нас в России, имеющей более ста национальностей, нет ведомства, которое определяло бы национальную политику в Российской Федерации. Да, работает администрация президента, правительство. Но целенаправленно никто не работает. В сфере молодежной политики то, что делается в Чеченской республике, не делается нигде. Такого количества спортивных площадок, молодежных объединений нет нигде. Мы стараемся создать условия. Но самое главное - рабочие места. Здесь мы спотыкаемся, потому что их недостаточно.

- А что нужно республике, чтобы открыть новые рабочие места? Вы восстанавливаете города и поселки, в строительстве занято много людей. Открывается автомобильный завод, ведется добыча нефти - этих рабочих мест недостаточно?

- Завод ЖБИ в Грозном восстановили, в Аргуне один комбинат восстановили, еще один кирпичный завод строят. Но нет крупнопанельных домостроительных комбинатов, которые были в советское время. Да, строительная индустрия восстановлена. Но нет строительной индустрии, по мощности адекватной вызовам сегодняшнего дня. Не хватает развитой строительной инфраструктуры, которая обеспечивала бы программы Кадырова по строительству в республике.

Автомобильный завод - да, открыли. Начали «семерки» выпускать. У нас на очереди готовится сегодня выпуск Priora, но там тоже была масштабная программа - мы планировали открыть не менее 10 тыс. рабочих мест за три года. Но в связи с этим кризисом появились задержки. Мы хотели весь мобильный ряд «Лады» начать выпускать - и делать это очень быстро. Рабочие руки есть, площадки есть, но их же надо оснащать технологически. Сейчас технологические линии есть только на «семерку», на «десятку» - только готовятся.

Но и этих рабочих мест будет недостаточно. У нас было четыре крупных нефтеперерабатывающих завода - самая крупная на Кавказе нефтехимия. Этого нет. Было крупное нефтяное машиностроение - все бурильные и геологоразведочные установки выпускали только в Грозном.

- Кто тормозит развитие нефтепереработки в Чечне?

- Все карты пока в руках у «Роснефти». Если за десять лет не смогли построить небольшой завод, который перерабатывал бы хотя бы 2 млн тонн нефти, то, значит, не хотят.

Когда мы выходим с предложениями на руководство России, в Москве бывает достаточно советчиков. Предложения прорабатывают и говорят, что сегодня это не надо. А я считаю, что если последние десять лет в борьбе с международными террористами народ во главе с президентом Кадыровым доказал состоятельность и право быть в составе Российской Федерации, то дальше проверять на политическую состоятельность такой народ не надо. Надо республику возрождать. Завтра если где-то полыхнет, Чечня будет самым надежным бастионом России на Кавказе. А вот экономический потенциал оставляет желать лучшего. Нам дайте рабочие места - мы больше ничего не просим.

- Скажите, вы согласны с утверждением, что ситуация на Северном Кавказе, несмотря на усилия Кадырова, развивается по сценарию боевиков?

- Абсолютно не согласен. Кадыров выгнал боевиков из Чечни, поэтому боевые действия перенесены в соседние республики. Кадыров - победитель, на своем чеченском фронте он показал абсолютную дееспособность. И оспорить это не сможет никто. Теперь стараются расшатать ситуацию через другие субъекты федерации. Волны доходят и до Чеченской республики. Назло всем и на счастье нашим друзьям здесь будет самый цветущий край. Это будет наш ответ.