Путин пытается укрепить \"мягкую силу\" России в Крыму

На модерации Отложенный

Путин пытается укрепить \"мягкую силу\" России в Крыму, но Москве не следует поощрять нелояльность среди украинцев, поскольку любая вспышка насилия и дестабилизация будут пагубны для всех сторон.

В 1965 году лидер мотоклуба \"Ангелы ада\" Сонни Баргер (Sonny Barger) повел своих отверженных байкеров громить группу студентов, протестовавших против войны во Вьетнаме. После этого он послал телеграмму президенту Линдону Джонсону, в которой предложил отправить его и собратьев по байкерскому движению на войну во Вьетнам в качестве \"ударной группы подготовленных бойцов\". Президент не стал утруждать себя ответом.

Баргеру, наверное, больше бы повезло с бывшим президентом и нынешним премьер-министром Владимиром Путиным. Путин в этом месяце не только встретился с лидером байкерского клуба \"Ночные волки\" Александром Залдостановым, но и подарил ему большой российский флаг для байк-шоу, которое этот мотоклуб организовал в Крыму в поддержку Черноморского флота России. \"Ночные волки\" с гордостью размахивали путинским триколором, разъезжая в эти выходные на своих лоснящихся железных конях по улицам Севастополя под одобрительные возгласы и аплодисменты жителей города, его мэра и командующего Черноморским флотом. Такой прием, оказанный российскому флагу, ни у кого не должен вызывать удивления.

Прошло более полувека с тех пор, как советский руководитель Никита Хрущев передал Крым из состава России Украине, но полуостров до сих пор остается в основном пророссийским.

Русские составляют более 70 процентов населения Крыма, а российский Черноморский флот базируется в Севастополе, являясь самым крупным в городе работодателем.

Россия хочет сохранить свой флот в Крыму и после завершения срока аренды, который заканчивается в 2017 году.

В стратегическом плане Россия также хочет сохранить Украину в пределах зоны своих \"привилегированных интересов\" на постсоветском пространстве - вопреки стремлению украинского президента Виктора Ющенко сделать страну членом НАТО и ЕС.

\"Региональная значимость\" Украины и Грузии для России - вот один из вопросов, который Путин поднял 7 июля на завтраке с президентом США Бараком Обамой перед своим визитом в московское логово \"Ночных волков\". Об этом рассказал заместитель руководителя путинского аппарата Юрий Ушаков. Премьер-министр также говорил предшественнику Обамы Джорджу Бушу на прошлогоднем саммите НАТО, что \"Украина это даже не государство\", и предупреждал Запад, чтобы тот держал свои руки подальше от \"Малороссии\".



Все это свидетельствует о том, что Путин, сохраняющий огромную степень влияния в российской внешней политике, страстно желает (по крайней мере, в душе, на уровне эмоций) вернуть Украину в состав \"Великороссии\".

Но Путину пора отложить в сторону свои эмоции и территориальные устремления - если они у него есть. Укрепляя \"мягкую силу\" России в Крыму и других частях Украины, Путин и остальные российские руководители должны избегать разжигания там сепаратизма и усиления нелояльности.

Война в Южной Осетии продемонстрировала, что Кремль не может вечно сохранять свое военное присутствие вопреки воле соседнего государства и тихо поддерживать сепаратизм в его провинциях, надеясь закрепить их за Россией. Рано или поздно одна из сторон попытается найти выход из тупика.

Неважно, кто провоцирует насилие в Крыму - последствия вооруженного конфликта в Европе противоречат интересам всех. России в таком случае придется забыть свои мечты о более дружественной Украине и свои планы новой пан-европейской архитектуры безопасности. А Украина может не только утратить часть своей территории, но и оказаться отброшенной на много лет назад в экономическом и политическом плане. Что касается самого полуострова, то мало кто захочет признать независимость Крыма.

Предстоящие выборы на Украине способны открыть окно возможностей, чтобы забыть полное эмоций прошлое и перезагрузить украинско-российские взаимоотношения, строя их на основе общей заинтересованности в региональной стабильности, в предотвращении конфликтов и в экономическом сотрудничестве.

У Ющенко мало шансов одержать победу на январских выборах. И вполне может получиться так, что новый украинский лидер будет проводить более сбалансированный курс в сфере украинской безопасности и внешней политики, активнее приспосабливая его к законным интересам России в этом регионе.

Тем не менее, Москве не стоит надеяться на то, что победитель на выборах остановит сближение Украины с Западом или пристегнет ее к России. В конце концов, любой украинский лидер, решивший поступить таким образом, совершит политическое самоубийство, действуя вопреки жизненно важным интересам своей страны, которые требуют сбалансированных отношений с Востоком и Западом.