В Южной Осетии \"пилят\" деньги из России?

На модерации Отложенный

В республике так раздувают сметы на работы по восстановлению, что в Счетной палате РФ хватаются за голову.

Президент Дмитрий Медведев прибыл с первым рабочим визитом в независимую Южную Осетию. У здания президентской администрации в Цхинвали Дмитрия Медведева встречал президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Согласно местному обычаю, российскому лидеру преподнесли деревянную чашу с вином, шашлыками и осетинскими пирогами. В сентябре прошлого года Россия и Южная Осетия подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В апреле нынешнего года стороны заключили соглашения о сотрудничестве в охране государственных границ, а также о взаимодействии служб государственной безопасности. Стороны планировали заключить еще около 30 отраслевых соглашений. О чем пойдет речь на нынешней встрече, рассуждает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский.

«СП»: – Станислав Александрович, о визите Медведева нигде не сообщалось. Это он у Путина стиль перенимает – свалиться как снег на голову?

– Думаю, внезапность говорит не о примерке стиля Путина, а только о стремлении строго соблюдать требования безопасности. Южная Осетия является одним из самых небезопасных регионов на пространстве СНГ, особенно учитывая близость Грузии и возможность провокаций на российско-осетинской границе. А также то, что территория республики слишком мала и слишком доступна для любого силового воздействия как со стороны Грузии, так и со стороны провокаторов.

«СП»: – Какая сейчас обстановка в республике?


– В Южной Осетии складывается весьма сложная ситуация. С одной стороны, со стороны федерального центра нарастают большие сомнения в отношении президента республики Эдуарда Кокойты, в прозрачности и эффективности использования тех средств, которые Россия выделила на восстановление Южной Осетии. С другой стороны, Эдуард Кокойты испортил отношения с большинством людей, которые были его соратниками на протяжении ряда лет, и вместе с ним отстаивали независимость республики, в том числе в августе прошлого года. Некоторые осетинские группы имеют значительное влияние и в Москве, как напрямую, так и через руководство Северной Осетии, и тоже доносят до Кремля недовольство президентом Кокойты и методами его руководства.

«СП»: – Об этом Медведев прилетел говорить с Кокойты?

– Думаю, весь этот комплекс вопросов и находится в центре внимания президента Дмитрия Медведева. Сегодня восстановление Южной Осетии и дальнейшее выживание в значительной степени зависит от финансовой помощи со стороны России. А значит, российское руководство не только может, но и должно контролировать, как используется эта помощь и приводит ли она к реальным результатам.



«СП»: – Пока речь не идет о радикальных шагах по смене лидера республики?


– В любом случае сменить президента Кокойты можно только на выборах. Россия не пойдет на какой-то радикальный сценарий для смены южноосетинского руководства.

«СП»: – Насчет денег в республике. Мы являемся заложниками ситуации, потому что должны финансировать ее в любом случае?


– Конечно. Если Россия прекратит финансовые вливания в Южной Осетию, ее экономика рухнет, а этого Россия допустить не может. Россия является гарантом не только независимости Абхазии и Южной Осетии, но и в известной степени гарантом их экономического выживания. Для самой России в политическом смысле это весьма важно.

В Южной Осетии «пилят» деньги из России?

На восстановление Южной Осетии Россия выделила 1,5 млрд рублей в 2008 году и еще 8,5 млрд в 2009. По словам председателя Межведомственной комиссии Романа Панова, на 1 июня восстановительные работы прошли уже на общую сумму 1,65 млрд. рублей, из них выплачены 1,58 млрд. рублей.

В марте было также подписано межправительственное соглашение, согласно которому Цхинвалу выделяется финансовая помощь в размере 2,8 млрд рублей. Эта сумма пойдет на текущие расходы республики и не включается в выделенные 10 млрд рублей на восстановительные работы. В начале апреля Министерство регионального развития РФ сообщило о новой схеме восстановления Южной Осетии. Согласно этой схеме, ряд объектов, которые строятся в Южной Осетии на деньги России, останутся в собственности РФ.

В конце прошлого года проверка Счетной палаты РФ выявила, что из тех денег, которые направило в Южную Осетию правительство РФ, на счетах казначейства Южной Осетии остаются 500 млн. рублей. Тогда Счетная палата указала на неэффективность расходования выделенных Россией денег. Власти Южной Осетии, однако, с результатами проверки и выводами Счетной палаты РФ не согласились. В конце апреля представители СП вновь посетили республику с проверкой, по итогам которой глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил об отсутствии нецелевого расходования в Южной Осетии выделяемых Россией средств.

Позднее, в мае 2009 года, в интервью «Кавказскому узлу» президент Южной Осетии Кокойты признал, что попытки нецелевого расходования выделенных Россией средств в республике были, «и были практически у всех», но благодаря принципиальности югоосетинских служб и Счётной палаты РФ был сэкономлен 1 млрд 586 млнрублей за счёт сокращения смет, которые изначально представлялись подрядчиками.