Перспектив на победу в Афгане нет

На модерации Отложенный

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун в воскресенье опроверг информацию о том, что Великобритания собирается увеличить военное присутствие в Афганистане в связи с резко возросшими потерями в рядах ее воинского контингента в этой стране. В то же время, как сообщило ИТАР-ТАСС, Браун уверен в позитивном изменении обстановки там, где несет боевую службу британский контингент. «Я полагаю, что в операции в провинции Гильменд появились признаки успешного развития событий. Наши вооруженные силы достигают прогресса в своем стремлении сделать этот регион более безопасным. Несмотря на потери, британские войска делают отличную работу», - заявил премьер в интервью представителю информационной службы армии.

Трудно сказать, действительно ли глава британского правительства усматривает в динамике событий в провинции Гильменд некие позитивные сдвиги. Возможно, эти его слова, адресованные в первую очередь солдатам ее величества, призваны лишь укрепить их боевой дух. Кроме того, они могут быть ответом на усилившееся давление оппозиции, требующей от правительственного кабинета большей основательности на афганском направлении. То есть либо значительно усилить группировку войск и добиться успеха в борьбе с талибами, либо вообще вывести солдат из этой страны.

Лондон, таким образом, стоит перед принятием нелегкого решения. Уйти из Афганистана означало бы капитуляцию перед боевиками и измену союзническому долгу в момент, когда НАТО собирается «исправить прежние ошибки» и сделать свою миссию более привлекательной для афганского населения. Плюс к этому, не без оснований опасаются британские политики, сдача позиций на внешней территории неминуемо приведет к переносу «театра военных действий» против терроризма на территорию внутреннюю. Иначе говоря, на Британские острова.

С другой стороны, остаться в Афганистане - значит, продолжать нести потери, которые с начала операции достигли 184 человек убитыми. Только за последние полторы недели англичане потеряли 15 военнослужащих. И это вызвало на родине новую волну скептицизма относительно шансов добиться значимых результатов в военной кампании, ведущейся уже почти8 лет. А ведь поначалу широкая общественность страны, можно сказать, излучала оптимизм, надеясь увидеть своих солдат среди достойных проводников демократических ценностей в стране, «погибающей от собственного варварства».

Как бы то ни было, но решение придется принимать в пользу дальнейшей борьбы с врагами нарождающейся афганской демократии.

Не наплевать же, в самом деле, на призывы Барака Обамы «довести миссию до конца». «Мы не можем допустить превращения Афганистана и Пакистана в безопасное укрытие для «Аль-Каиды», которая будет взрывать вокзалы в Лондоне и дома в Нью-Йорке. Это не только американское дело. Для европейцев на карту поставлено не меньше. Угроза нападения террористов так же велика в Лондоне, как и в Соединенных Штатах, если не больше», - провозгласил президент США.
Напомним, что Великобритания вместе с США перебросила свои подразделения в Афганистан в начале октября 2001 года. То есть вскоре после воздушных атак террористов 11 сентября. Через месяц пал Кабул, правительство талибов было свергнуто. Тогда казалось, что дружественная Западу новая власть преуспеет в демократических реформах и экономических преобразованиях. Но это были скороспелые прогнозы. Афганские провинции с их вековыми устоями оказались куда более инертными, чем думалось. Крестьяне не выразили большого энтузиазма по поводу призывов о модернизации сельского хозяйства. В массовом порядке они занялись легким и прибыльным промыслом - выращиванием опиумного мака.

В итоге афганская вооруженная оппозиция, освоившая методы партизанской войны, диверсий и терактов, получила мощную финансовую поддержку от реализации наркотиков. Военное же присутствие США и НАТО (сейчас это порядка 90 тысяч человек) никак не помешало такому развитию событий.
Да и вообще миссию НАТО в Афганистане трудно назвать целенаправленной. Тем более воспитательной, обеспечивающей примерность солдат западных стран в достойном поведении. Как написал один немецкий автор, германские солдаты (их здесь 3,5 тысячи) много жалуются и много пьют. В 2007 году они употребили 90 тысяч бутылок вина и свыше полутора миллионов банок пива.

В подразделениях миротворцев, видимо, слабо поставлена работа по изучению местных обычаев. Несоблюдение их болезненно воспринимается населением. Недавно произошел скандал на водоеме, когда целая группа военных решила искупаться в голом виде на глазах афганских женщин, набиравших воду. Женщины подняли крик, и к реке прибежали местные мужчины, которые вступили в словесную перепалку с голыми миротворцами. Словесная баталия переросла в перестрелку, в результате которой местные жители застрелили двоих натовцев.