Голливуд против \"империи Зла\"

На модерации Отложенный

Хотя холодная война окончилась около двадцати лет назад, по мнению некоторых аналитиков (например, известного специалиста по России Стивена Коэна), идеологическая война, которую ведут Соединенные Штаты с Россией, продолжается. Ее основа - война образов, внедряемых с помощью средств массовой информации в головы граждан. Анализ содержания американских блокбастеров показывает, что благодаря некоторым из них образ России просто не может быть позитивным.

Самый яркий пример конструирования негативного образа России - фильм «Индиана Джонс и королевство Хрустального черепа», в котором советские разведчики изображены с неприглядной стороны (аргумент «это вымысел, а потому от него нечего требовать» не принимается). Русские показаны людьми с явными психологическими проблемами, способными легко убить человека, без малейших угрызений совести совершающими самые неблаговидные поступки. По сути, советские разведчики изображаются наподобие нацистских агентов, которые выступали оппонентами Индианы Джонса в более ранних фильмах о приключениях археолога-авантюриста.

Похожий образ русских навязывается и в фильме Майка Николса «Война Чарли Уилсона» (производство США), в котором русские хоть и не показаны непосредственно, но творимые ими зверства во время войны в Афганистане упоминаются неоднократно. Эти упоминания делаются в наиболее драматичные моменты, например, при посещении Чарли Уилсоном «лагеря беженцев» в Пакистане, где ему представлены зримые доказательства зверств советских войск (раненые дети и женщины, потерявшие кров люди). Главный герой изображен «борцом с советской угрозой без страха и упрека», хотя на самом деле конгрессмен Чарли Уилсон был достаточно развратным человеком и его поведение едва ли может заслуживать одобрения. Тем не менее противодействие советской (российской) угрозе обеспечивает ему индульгенцию от всех прошлых и всех будущих грехов.

Наиболее негативный образ современной России и россиян создан в фильме 2007 года «Порок на экспорт». Россия изображена в нем как отсталая и бедная страна. «Русская мечта» всех девочек - стать валютными проститутками в западных странах.

Сами девушки, оказавшиеся в публичных домах Лондона, контролируемых русской мафией, не только наркоманки, но, что самое удивительное, не ропщут на свою судьбу. Русская мафия, изображенная в этом фильме, не может вызвать ничего, кроме негодования. Ее описание состоит из американских стереотипов о жизни россиян: русские мафиози едят борщ, поют цыганские романсы под гармошку и только что с медведями не обнимаются. Кстати, в этом фильме в негативном свете представлены не только русские, но и чеченцы, которые показаны как самые кровожадные убийцы.

Американская пропаганда использует не только страх, но и такое мощное оружие, как смех. Комические образы русских можно найти в популярном фантастическом фильме «Звездный путь» и в комедии «После прочтения сжечь». В первом фильме изображен молодой математический гений по имени Павел Чехов, чье поведение едва ли может считаться адекватным. Во второй картине с комической стороны представлены сотрудники дипломатического корпуса МИД России, работающие в США. Они предстают людьми, которых очень легко можно ввести в заблуждение.

Даже поверхностный анализ образов русского человека, которые можно обнаружить в популярных американских фильмах, свидетельствует о том, что Россия и ее жители изображаются в них крайне неприятным образом. Либо как комедийные персонажи, которые не могут вызвать ничего, кроме смеха, либо как извращенцы, способные насиловать несовершеннолетних девушек, заставлять их употреблять наркотики, либо это «звери», по своим качествам практически ничем не отличающиеся от нацистов и намеревающиеся покорить мир. Сама же Россия изображена как чрезвычайно бедная страна, находящаяся на грани социальной катастрофы.

Вместе с тем упоминаемые фильмы лишь незначительный сегмент американского массового кинематографа. В этих же картинах в неприглядном свете могут предстать и американцы (например, «После прочтения сжечь»). Кроме того, о большинстве из этих картин политический истеблишмент может не знать. Да и вряд ли он может отвечать за то, что всплывает в бурных фантазиях голливудских киношников.