Обезглавленные ракеты \"Булава\"

На модерации Отложенный

После того, как из десяти пусков стратегических ракет «Булава» успехом завершился лишь один, главный конструктор наших межконтинентальных «птичек» Юрий Соломонов сделал сенсационное заявление.

Соломонов признал, что сотрудники его Московского института теплотехники (МИТ) уже не могут производить уникальные материалы, необходимые для создания разделяющихся боеголовок этих изделий. Связан ли кризис МИТ с указом президента России № 526 от 11 мая 2005 года, исключающим институт из числа предприятий, не подлежащих приватизации? Сразу же после выступления Юрия Семеновича пошли слухи, что институт не только приватизируют, но и обанкротят.

Для державно настроенных сограждан, свято верящих телевизионным речам о неуклонно крепнущей российской армии, скандал вокруг МИТ прозвучали как гром среди ясного неба. На самом деле ситуация еще хуже. Ведь во время экспериментальных пусков задача поразить цели разделяющейся головной частью, как правило, не ставилась, и механизм разделения не был задействован. Между тем «Булавы» раз за разом летели не туда, куда следует.

Значит, в остальных частях ракет тоже далеко не все ладно? Этого следовало ожидать. Четыре месяца назад я уже писал о бедственном положении, в котором оказался расположенный в Петербурге Центральный научно-исследовательский институт материалов, от качества продукции которого зависит состояние систем управления «Булав» и «Тополей» («Кому при кризисе жить хорошо?», «Новости Петербурга» № 4 от 10-16 февраля 2009 г.).

После того, как ЦНИИМ заставили отдать часть занимаемых им площадей под строительство элитного жилого квартала «Преображение», указом Владимира Путина № 1102 от 27 августа 2007 года институт принудительно влили в состав холдинга, созданного на базе ОАО «Уралвагонзавод», производящего главным образом железнодорожные вагоны и танковую броню. Тем самым ЦНИИМ, как и сейчас МИТ, оказался исключен из числа предприятий, не подлежащих приватизации.

Что же касается возможного банкротства, то, зная ситуацию в холдинге, другой вариант трудно представить. Мало того, что его профиль соответствует институту, сам суперконцерн находится на грани полного краха.

Директор головного предприятия холдинга, собственно ОАО «Уралвагонзавод», Олег Сиенко утверждает, что всеобщего увольнения удастся избежать, но в то же время отправил в принудительный отпуск 20 из 24 тысяч работников крупнейшего в мире машиностроительного предприятия. Уже два месяца в ОАО перебои с зарплатой, многие получали от силы полторы-две тысячи, а то и ни копейки. Частично удалось расплатиться, взяв в банках очередной кредит в 600 миллионов рублей, но чем его отдавать - непонятно.

Уральские средства массовой информации считают, что одной из причин кризиса на «Уралвагонзаводе» стал конфликт между генеральным директором государственной корпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым и президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным. Кто из этих мощнейших игроков путинской команды победит, пока непонятно, однако дезорганизация производства налицо.

Выход на предприятии видят в радикальном увеличении доли гражданской продукции. Возможно, это и позволит оттащить «Уралвагонзавод» от края пропасти, но ЦНИИМ, как и другие влитые в холдинг оборонные компании, оказывается на положении нищей Золушки в семье злой мачехи. Точнее уже оказался, о чем свидетельствуют и недавние увольнения в институте, и отмеченные Соломоновым проблемы с «Булавой».

Когда в августе 2008 года США позволили России разбить Грузию, а затем и признать Абхазию с Южной Осетией, я предположил, что платой послужил отказ от поставок Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, но, похоже, меня опять подвел врожденный оптимизм. Поставки С-300 действительно сорваны, но сверх того - изводится под корень основа российского суверенитета - ракетные войска стратегического назначения. Да за такой подарочек и дюжины Саакашвили не жалко!