Большой бизнес по-русски: выволочка и пряник

На модерации Отложенный

В тот самый день, когда президент США Барак Обама занимался какими-то глупостями и встречался в Москве с оппозицией и студентами, премьер Путин встретился с куда более важным человеком, нежели какая-то оппозиция или какие-то там студенты. Премьер Путин принял главу РУСАЛа Олега Дерипаску.

На следующий день после этой встречи приндлежащий Дерипаске завод ГАЗ получил госгарантии на сумму в 20 млрд руб.

Заметим, что американское правительство тоже предоставило помощь General Motors. Однако план спасения General Motors обсуждался по косточкам - в итоге компанию банкротят, и взамен за предоставленные 30 млрд долл. помощи правительство США получает 60% акций, от которых собирается избавиться при первой возможности.

О плане спасения ГАЗа на государственные деньги мы не знаем ничего. Охотно скажу, что Дерипаска сейчас действительно работает день и ночь, бьется на переговорах за каждый миллион долларов и руководит своими предприятиями в ручном режиме по 24 часа в сутки. Но вот о том, как и на каких условиях он получает господдержку, широкая публика не знает ничего. Мы знаем только, что ни смена собственника, ни даже смена менеджмента на заводе не обсуждаются.

В начале июня в маленьком городе Пикалево рабочие остановившегося градообразующего предприятия «БазэлЦемент-Пикалево», принадлежащего Дерипаске, перекрыли федеральную трассу. Тогда в Пикалево приехал Путин, и все федеральные каналы показали, как он возил Дерипаску лицом по столу.

Все федеральные каналы показали, как бледный, потерянный олигарх Дерипаска идет к сидящему во главе стола премьеру, как он, втянув голову в плечи, подписывает договор о возобновлении поставок сырья на завод, а Путин цедит: «Ручку верните». Увы, как сказал классик, рана кота «была не чем иным, как фокусом и свинским притворством, равно как и питье бензина».

Все пикалевские соглашения были подписаны на условиях, выгодных Дерипаске, а за день до пикалевской взбучки наблюдательный совет ВЭБа на заседании, проходившем под председательством В.В. Путина, продлил Дерипаске 4,5 млрд долл. кредита. Даже полтора миллиарда рублей на перепрофилирование завода олигарх, потративший, по оценкам экспертов, не менее 50 млн долл. на одно только гольф-поле в Целееве, потратит не из своего кармана: их предоставит ВТБ.

Не то чтобы Пикалево было чистым пиаром. Наоборот, пикалевской истории совершенно явно «приделали ноги», бедствующих градообразующих предприятий в России сотни, и тот, кто нашептывал в уши Путину именно о Пикалеве, явно целил в Дерипаску. Просто на примере Пикалева нам показали, как в Кремле принимаются решения. Сначала Путин, прогневавшись, возит ближайшего царедворца лицом по столу. Потом он принимает решение. Но так как решение принимаются только на основании данных, предоставленных ближайшим же царедворцем, царедворец получает все, что хотел, и еще немножечко больше.



Зачем Дерипаска покупал ГАЗ? В самом холдинге еще в 2002-2003 году отвечали на этот вопрос достаточно честно: почистим, приведем в порядок и продадим с прибылью западному инвестору. Вообще все предприятия типа ГАЗ, УАЗ, «Силовые машины» и пр., скупавшиеся в начале правления Путина олигархами, скупались именно с этой целью.

Чтобы эти предприятия стали конкурентоспособными, нужны были западные станки, западный менеджмент и западный инженер, который учит рабочего, тридцать лет не доворачивавшего гайку, эту гайку доворачивать. Дерипаска или Мордашев могли разгрести финансовые завалы на этих заводах и пресечь наиболее вопиющее воровство - то есть провести предпродажную подготовку завода, но понятно, что ни у Дерипаски, ни у Мордашева, ни у ОНЭКСИМа просто нет лишних менеджеров, способных учить рабочих закручивать гайки.

После того как Кремль наложил вето на продажу «Сименсу» «Силовых машин», эти предприятия повисли тяжким грузом на наших олигархических холдингах. Они оказались в роли хромой и рябой невесты, к которой западные женихи и так не очень-то сватались, а тут еще в Кремле посчитали эти идеальные площадки для тренировки бульдозеристов национальным сокровищем.

И все-таки возникает вопрос: почему Путин (а эти решения принимает именно Путин) продолжает давать деньги компаниям, которые или заведомо обречены, как ГАЗ, или своей же неуемной страстью к экспансии поставили себя на грань разорения - как тот же РУСАЛ? Во всем мире собственник, принявший неудачные бизнес-решения, теряет собственность. Только в России олигарх, наделавший долгов, получает господдержку.

Ответов тут несколько. Во-первых, закрыть неконкурентоспособные заводы - означает социальную катастрофу. Да, давать им деньги - все равно что топить кредитками печку посереди поля. Но это позволяет оттянуть принятие решения, а Путин обычно не принимает решений, если их можно не принимать.

Во-вторых, правительству глупо спешить с национализацией. Гораздо выгодней дождаться, когда перегруженные долгами и социальными обязательствами компании кинут западных кредиторов и поувольняют рабочих; тогда и негодование банков, и социальный протест обрушатся на «проклятых олигархов», а государство выступит в роли белого рыцаря.

И, в-третьих, многомиллиардные кредиты, получаемые в частном порядке без обсуждения в парламенте, и зрелище Путина, который возит Дерипаску, как барин управляющего, по столу, а потом все-таки дает управляющему все, что тот просит, - возбуждает вопрос: а кто наши олигархи на самом деле? Можем ли мы поручиться, что после ЮКОСа, «Ависмы», «Волготанкера», «Евросети» они по-прежнему остаются безусловными владельцами всех своих холдингов? Или там внутри все тихо переделено?