Белоруссия: Путин все уже подсчитал
На модерации
Отложенный
В ближайшее время Россия сохранит для Беларуси преференции в торговле энергоносителями, 'имея в виду тенденцию выхода на мировые цены по этим энергоносителям', - заявил российский премьер Владимир Путин 28 июня на встрече с лидерами парламентских фракций Госдумы РФ. Российские аналитики уверены, что в обмен на лояльность Кремля Беларуси придется пойти на определенные уступки как в вопросах приватизации, так и в политической сфере.
В ходе встречи Владимир Путин несколько раз подчеркнул значимость российских льгот для белорусской экономики. Благодаря преференциальной политике со стороны России 'Беларусь стала одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов на европейские рынки, потому что получает нашу нефть по дешевым тарифам и, имея достаточно низкие вывозные пошлины на нефтепродукты [с 2007г. Беларусь унифицировала ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с РФ. - 'БелГазета'], обеспечивает высокий сбыт этой продукции на мировых рынках'. То же самое, по словам российского премьера, касается и иной продукции, которая благодаря низким ценам на российское сырье приносит белорусскому бюджету значительные средства.
От высказываний последнего времени, которыми белорусские и российские чиновники, не скупясь, характеризовали торговые отношения двух стран, эти заявления Путина отличал спокойный тон, не предполагающий в конце фразы грубого и изящного 'довольно!'. Напротив, премьер пообещал и дальше помогать белорусской экономике, напомнив, правда, о постепенном переходе к покупке Беларусью энергоносителей по рыночным ценам.
По мнению директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяны Митровой, более плавный и менее сложный, чем в случаях с другими странами СНГ, переход к торговле энергоносителями на рыночных условиях - это уже преференция, полученная Беларусью от России. При этом Россия не отказывается от дальнейшего субсидирования белорусской экономики за счет поставок относительно дешевых нефти и газа, но дает понять, что 'сохранение или продление переходного периода по газу не до 2011г., как было запланировано ранее, а до 2014-15гг., как того хочет Беларусь, в любом случае потребует уступок, которые сейчас являются главным предметом переговоров'.
В числе возможных уступок, по мнению эксперта, могут быть как политические вопросы, так и вопросы участия российских компаний в приватизации белорусского энергокомплекса на выгодных для них условиях. Митрова полагает, что эти условия предполагают прежде всего возможность приобретения россиянами контрольных пакетов акций белорусских нефтехимических предприятий и получение гарантии защиты своих прав и имущественных интересов в Беларуси.
'Россия хочет мотивировать Лукашенко'
Аналитик российской инвестиционной компании 'Брокеркредитсервис' Екатерина Кравченко согласна, что нефтегазовый торг Беларуси и России связан со стремлением России заполучить белорусские активы, причем не только в энергетической сфере, но и в других отраслях экономики. В интервью 'БелГазете' она спрогнозировала возможные результаты белорусско-российского торга.
- Беларусь хотела бы отодвинуть сроки перехода на 100-процентную оплату российского газа с 2011г. на 2014-15гг., поскольку аналогичную отсрочку Россия ввела для внутренних потребителей...
- Думаю, по газу будут приняты условия белорусской стороны. Пока российский капитал не присутствует в Беларуси в том масштабе, в каком хотелось бы. Российские компании заинтересованы в покупке белорусских предприятий, и газовыми уступками Россия хочет мотивировать Лукашенко. Например, чтобы подобраться к белорусской собственности, может быть предложена такая схема: предприятия, в которых есть доля российского капитала, получают газ по цене ниже рыночной.
Так Россия убеждает Лукашенко, что российский бизнес умеет делать бизнес по-настоящему.
- А что касается нефтяных преференций?
- В 2009г. истекает срок соглашения, которым была введена российская спецпошлина на поставляемую в Беларусь нефть. Не секрет, что белорусская сторона хотела бы отказаться от пошлины, вернувшись к прежнему принципу раздела доходов от экспорта нефтепродуктов между бюджетами двух стран:
- Добьется ли Беларусь своего, будет зависеть от того, насколько продуктивным будет диалог по Таможенному союзу. Сейчас взгляды Беларуси и России на то, как он должен функционировать, разнятся. Не исключено, что ради того, чтобы белорусская сторона пошла навстречу по вопросам формирования этой зоны, Россия готова будет уступить и пойти на отмену действующей пошлины.
- В июне белорусский президент довольно резко прокомментировал стиль работы в Беларуси российских поставщиков нефти и потребовал составить список российских компаний, с которыми Беларусь будет работать. Что это - игра мускулами или Лукашенко действительно готов подпортить отношения с некоторыми нефтяными компаниями?
- Мотивы такого решения могут быть самыми разными. Главным из них может быть то, что Беларусь не хочет отдавать предприятия российскому олигархическому капиталу и таким образом пытается выкинуть российских олигархов, которые хотят что-то купить. Не исключено, что часть компаний - может быть, 30% - действительно злоупотребляют действующими схемами поставок нефти, и их хотят немного почистить. Также может быть, что Лукашенко хочет 'сыграть на лицах', используя российские компании в качестве инструмента в диалоге с Россией. Например, ему не нравится присутствие в Беларуси той или иной финансово-промышленной группы. Он отстраняет эти компании от российского рынка, но у тех есть лобби в российской власти. Тогда в ходе белорусско-российских переговоров Беларусь сможет поставить такое условие - 'вы пускаете нас на такой-то рынок, а мы за это возвращаем ваши нефтяные компании'. При такой схеме нефтяные компании будут использовать как разменную карту.
- Лукашенко заявил, что предложил российским компаниям поучаствовать в приватизации НПЗ. Такие предложения поступали и раньше. Теперь речь может идти о более выгодных для российского бизнеса условиях?
- Не думаю, что Беларусь создаст российскому бизнесу более выгодные условия. Это означало бы сдачу бизнеса российским компаниям. Если это так, то между Лукашенко и Путиным есть какие-то договоренности, например связанные с политическим будущим вашего президента.
- В ходе июньской встречи с губернатором Ростовской области Лукашенко предложил такую схему: три года потенциальный инвестор работает на предприятии так, как он собирается работать в качестве собственника. И если этот опыт оказывается положительным, спустя три года то или иное предприятие приватизируется. Такая схема может заинтересовать российские компании?
- В последнее время Беларусь пытается, минуя федеральную власть, выходить на региональный уровень. Все зависит от того, на каких условиях российскому бизнесу предложено работать. Если речь идет о доверительном управлении, то это будет довольно интересно. Например, недавно АФК 'Система' через доверительное управление получила контроль над Башкирским ТЭКом. Может быть, у Беларуси тоже есть какие-то конкретные договоренности по поводу 'бархатного' перехода собственности.
ОПРОС:
Почему Лукашенко так долго держится у власти?
Комментарии