Влияние церкви: реклама пепси-колы сильнее

На модерации Отложенный

Вчера представители президиума Генсовета партии «Единая Россия» встретились с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В числе обсуждённых вопросов оказалось тесное взаимодействие церкви и государственной думы: если быть точнее, депутаты предложили патриарху знакомиться с законопроектами, готовящимися к слушаниям в Думе, которые будут вызывать какие-то сомнения или требовать консультации церкви.

Мнение экспертов

Всеволод Чаплин, протоиерей, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

- Не идёт, не может, и не будет идти речи о том, что по каждому законопроекту в обязательном порядке законотворцы будут консультироваться с Церковью. Но по каким-то темам мы консультировались всегда - это касается тех тем, которые затрагивают моральные вопросы, это касается, конечно же, интересов Церкви в тех или иных аспектах законодательной деятельности. Церковь не должна диктовать свою волю, Церковь не должна превращаться в орган власти, но она может и должна участвовать в общенациональном диалоге по тем или иным темам, которые касаются каждого человека, а значит, православных христиан, а значит, и Церковь. Мы можем советоваться, мы можем, как любая общественная сила, обсуждать те или иные темы, и я думаю, что вот на этом уровне мы и останемся.

Юрий Белановский, замруководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве:

- Это решение можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, надо понимать, что реальных механизмов влияния церкви на государственную власть нет. Да и механизмы влияния церкви на общественное мнение достаточно слабы. У церкви нет даже своего телеканала, и этим всё сказано. Конечно, влияние церкви на общество есть, но оно несопоставимо по масштабам даже с рекламой пепси-колы.

Давайте вспомним хотя бы заново поднятую недавно идею введения в школах религиозного курса - до этого она была провалена, хотя на её воплощение и был дан зелёный свет. Поэтому говорить о том, что такая инициатива несёт какую-то «угрозу» государственной и общественной жизни, было бы преувеличением - возможно даже намеренным, ради создания скандала.



Насколько хорошо просить церковь оценивать законы? Это зависит от того, кто именно это будет делать. Потому что, если речь идёт именно о патриархе Кирилле, то это человек с огромным опытом работы, в том числе международной, с неординарными личными способностями, в его команде работают профессионалы очень высокого уровня, которые могут дать хорошую экспертную оценку. Второй вопрос в том, в какой именно области эта оценка потребуется. Церковь ведь не может консультировать какой-то экономический проект, его эффективность; задача церкви - свидетельствовать о некой нравственной норме. Например, если вводится какой-то законопроект, который очевидно будет ущемлять интересы социально-слабых слоёв населения, дело церкви - по крайней мере, озвучить позицию, что это есть угнетение слабых. Церковь также может дать экспертную оценку в области соотношения религий в стране (РПЦ давно ведёт и является инициатором межрелигиозного диалога в России). В этой области оценка патриарха будет вполне созидательна. Третья область - это непосредственно отношения с православной церковью; тут, понятно, мнение патриарха нужно. Можно и другие области вспомнить, но суть в том, что патриарх - человек опытный, авторитетный, неординарный, и его оценка областей, которые так или иначе связаны с вопросами нравственности и религиозной жизни - это, безусловно, дело позитивное и важное

Андрей Исаев, глава комитета Госдумы по труду и социальной политике:

- Мы договорились о том, что будем представлять патриархии план законопроектной работы Госдумы, и по всем вопросам, вызывающим хотя бы малейшие сомнения, проводить предварительные консультации, чтобы избежать взаимного недопонимания. ... Сегодня Русская Православная Церковь объединяет в себе очень живые силы общества и представляет собой основную конфессию, действующую в нашей страны.


ОПРОС: Хорошо ли, если светская власть сближается с церковной?